С уходом из России Booking прихватил базу данных по отелям и гостям
Российские отельеры потребовали от Booking.com аннулировать все счета, выставленные гостиницам за февраль и вернуть собранную за десятки лет работы информацию о гостях.
Письма соответствующего содержания гендиректору Booking Гленну Фогелю направили Российская гостиничная ассоциация и Лига малых отелей, хостелов и туристического жилья. С текстом ознакомились журналисты «Известий».
Организации отмечают, что Booking ушел из России без предупреждений, хотя должен был уведомить о планах отключить сервисы не менее чем за 14 дней.
Председатель Лиги малых отелей Ольга Воинова напомнила, что в личных кабинетах компаний и отелей на Booking хранилась информация о клиентах за 20 лет работы. Все кабинеты оказались заблокированы, и «компании остались без данных о гостях», пояснила Воинова.
Сейчас отели переживают кризисный период. В марте выручка в среднем сократилась на 50%. Заполняемость составила около 10%. В таких условиях было бы справедливо со стороны Booking аннулировать оплату счетов за февраль.
Гендиректор отеля «Брайтон» Игорь Глойдман говорит, что требование вполне уместно, ведь комиссия Booking за февраль была существенной. Сервис же фактически не выполнил свои обязанности перед партнерами, что обернулось для них убытками. Например, «Брайтон» потерял около четверти дохода.
Юрист Владимир Кузнецов говорит, что в конфликте отельеров с Booking не всё однозначно. Первые всегда могут в просто отказаться платить взносы за февраль, ничего не требуя от партнера. Однако отельеры явно рассчитывают на возобновление сотрудничества, которому судебное разбирательство только помешает.
Пока буждущее сотрудничества отелей и гостиниц с Booking не определено, бизнес старается наладить альтернативные каналы продаж. Реклама размещается в соцсетях, через мессенджеры.
Есть вариант перейти на отечественные сервисы бронирования. Эксперт школы для отельеров Libra Hospitality School Анастасия Крумина говорит, что здесь наиболее перспективными выглядят «Яндекс Путешествия», «Островок», сервисы РЖД и Ozon. Впрочем перечисленные сервисы нуждаются в доработках ради удобства пользователей.
Вскрываются неудобные детали ухода Booking
Депутат Госдумы Антон Горелкин констатировал, что с уходом Booking пострадали не только путешественники, но и гостиницы, в один день оставшиеся без архива данных о своих гостях. После демарша Booking неминуемо начнется процесс импортозамещения. Если раньше с Booking было сложно конкурировать, то теперь выбора нет, как нет и самого сервиса на территории РФ.
«Думаю, переход на российские аналоги у отельеров пошел бы куда быстрее, если бы они могли перенести в них наработанные за все эти годы данные – как, например, пользователи Spotify перенесли свои плейлисты в Яндекс.Музыку», - продолжил Горелкин.
Сложнее с вопросом по утечке данных. Есть случаи, когда «удирающие компании» прихватывают с собой наработки российских коллег.
«Считаю, нам необходимо законодательно закрепить право на отчуждение коммерчески значимой информации, которую интернет-сервисы собирают в процессе работы. И, конечно, подумать над условиями, на которых мы будем пускать обратно зарубежные ИТ-компании, нарушающие собственные же правила работы в отношении своих российских клиентов», - подытожил Горелкин в Telegram.