Кризис автопрома ударил по каршерингу
Оператор каршеринга «Яндекс.Драйв» рискует лишиться около трети всего своего автопарка.
Идея шэринг-экономики в последние годы стала едва ли не новым научным направлением, описывающим, каким будет мир после глобальной трансформации экономики в ходе текущего кризиса. На площадке ВЭФ неоднократно публиковались статьи, в которых предсказывается, что собственность постепенно будет становиться коллективной. По крайней мере, эту тенденцию уже сейчас можно наблюдать с развитием сервисов аренды авто, ноутбуков и смартфонов, бытовой техники и так далее. Тем не менее, в процессе движения к шэринг-экономике возникают неожиданные препятствия.
Как сообщает «КоммерсантЪ», «Яндекс.Драйв» в этом году будет вынужден сократить количество авто из-за истекающих лизинговых контрактов. Главным лизинговым партнером компании является Major. Сейчас Major либо отказывается перезаключать контракты, предпочитая дальнейшую перепродажу автомобилей, либо выдвигает такие условия контрактов, которые для «Яндекс.Драйва» неприемлемы.
Купить новые автомобили затруднительно из-за дефицита машин. Дело в том, что производители перестали выдавать квоты, которыми пользовались каршеринговые и таксомоторные компании. Лизинготатели же в среднем повысили ставки в коридоре от 8% до 20% в год.
Подробнее о проблеме поиска новых авто рассказал издатель проекта «Трушеринг» Юрий Николаев. Он напомнил, что недавно мэрия Москвы увеличила с 3 до 4 лет возраст авто, которым разрешена бесплатная парковка в городе. Теперь «Яндекс» наверняка попытается вернуть в столицу часть автомобилей из других регионов.
Китайские производители вряд ли сумеют в полной мере ответить на спрос. С доставкой авто из Китая проблемы, да и сами машины заметно подрожали. Отечественная Lada для каршеринга вряд ли подойдет в силу эксплуатационных качеств, отметил Николаев.
Собеседники «Ъ» говорят, что с обозначенной проблемой пополнения парка авто сталкиваются и другие каршеринговые компании. Кроме того, сюда же добавляется еще одна проблема – с недостатком и подорожанием комплектующих.
Юрий Николаев в заключение спрогнозировал что в свете негативных факторов стоимость каршеринга будет расти. Как следствие, популярность этого сервиса «существенно снизиться».
В пресс-службе «Яндекс.Драйв» прогноз о подорожании отвергли. В интервью «Подъёму» представитель компании сообщил, что в начале 2022 года «Яндекс.Драйв» приступил к обновлению парка. Обстановка на рынке, действительно, поменялась не в лучшую сторону. В вопросе подбора лизингодателей работа ведется. Есть вероятность, что лиинговые ставки снизятся или появятся новые поставщики машин.
Сейчас планируется развивать направление долгосрочной аренды (подписки). Сдерживанию цен также уделяется должное внимание. «Помимо Подписки, Драйв также продолжит фокусироваться на продуктах для бизнесов», - рассказали в компании.