Покупатели стали чаще путаться неверными ценниками в магазинах
Россияне стали чаще жаловаться на несовпадение ценников в магазинах с тем, что пробивается на кассах.
Подобные нестыковки отнюдь не все замечают, однако активности внимательных покупателей хватило, чтобы в Роспотребнадзор в период с 14 по 25 марта пришло более тысячи жалоб на несоответствие выставленных цен с реальными. Об этом сообщила газета «Известия».
Некоторые ритейлеры не скрывают, что цены могут разниться и заранее предупреждают покупателей, чтобы те уточняли актуальные цены у продавцов.
Однако эксперты называют подобные оповещения незаконными. Дело в том, что есть понятие публичной оферты, и продавец обязан отпустить товар по той цене, которая указана на прилавке, напомнил юрист Михаил Прядко. Если имеет место несоответствие цен, то это административное правонарушение, за которое грозит штраф 3-5 тысячи рублей, а с директора торговой точки – штраф 30 тысяч.
Как магазины накручивают цены
В надзорных органах и правительстве сейчас активно разбираются, на каких этапах движения товара от производителя к покупателю возникают наибольшие наценки. Производители ссылаются на подорожание сырья, ритейл указывает на цены производителей, а ФАС зачастую подозревает в первую очередь ритейл, ненавязчиво склоняя его к добровольному снижению наценок на социально значимые товары. Впрочем, и в рознице есть перегибы.
Газета «Известия» ранее писала, что в одной из торговых сетей обнаружила наценки на сушки в 120%, на стиральный порошок – в 140%, а на некоторые виды шоколада «накидывают» все 200%. В то же время на официальном уровне руководство сети заверило, что больших накруток в магазинах нет.
Советник руководителя Аналитического центра при правительстве РФ Леонид Григорьев по поводу такой политики торговых сетей констатировал, что здесь покупатели сталкиваются с банальной жадностью, когда продавцы при неопределенных прогнозах на будущее хотят заработать прямо сейчас.
Нет никаких сомнений, что любой коммерсант всегда надет объяснения и ссылки на рыночную обстановку, рассуждая о выставленных им ценниках. Например, в прошлом году весеннее подорожание куриных яиц объясняли наступлением Пасхи.
Сейчас подобный всплеск цен на яйцо может повториться, однако если он будет, причну вряд ли стоит искать у производителей. Журналисты пообщались с директором по развитию ЗАО «Окская птицефабрика» Иваном Гришковым, который подчеркнул, что яйца становятся «золотыми» уже за пределами фабрики. В подкрепление он показал документы с отпускными ценами за 30 декабря 2021 года и за 25 марта 2022 года. Цифры там оказались идентичными.