Газ за рубли – начало пути к созданию мировой валюты
Перевод недружественных стран на оплату российского газа в рублях может стать только началом пути по превращению рубля как минимум в региональную валюту, а возможно – и в мировую резервную.
Однако с финансовой и управленческой точки зрения новый статус рубля может принести некоторые издержки.
Новая схема оплаты поставок газа в рублях уже представлены президенту России. Ее было поручено разработать до 31 марта Центробанку и «Газпрому». В четверг пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков сообщил журналистам, что партнерам России предложен вариант платить через Газпромбанк. Лидеры ведущих европейских стран – Германии, Франции и Италии, – проинформированы об этом. «В ближайшее время схему презентуют и общественности, возможно, даже сегодня», - цитирует Пескова Накануне.RU.
Ранее спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил перевести в рубли расчеты за зерно, нефть, уголь, металлы, лес. Эта идея довольно перспективная с учетом того, что у России и других стран-партнеров есть взаимный интерес к взаиморасчетам в национальных валютах. Китай 31 марта уже заявил, что его компании готовы к переходу на расчеты в рублях и юанях.
Замдиректора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Виктория Федосова в интервью «Народным Новостям» отметила, что сложившаяся конфликтная ситуация способствует переводу всей внешней торговли на национальную валюту. Для мотивации не желающих платить в рублях партнеров логично использовать чувствительные экспортируемые товары. «Это могут быть редкоземельные металлы — те продукты, которые использовались западными компаниями для производства микроэлектроники, двигателей», - пояснила эксперт. Без поставок из России целые отрасли на Западе будут обескровлены и поставлены на грань коллапса.
Если список товаров за рубли расширят, но наверняка к него в первую очередь попадут уран, титан и палладий. «Наверное, это наиболее чувствительные редкие вещи, которые экспортирует именно Россия», — резюмировала Федосова.
Какие издержки вероятны
Блогер, обозреватель Анатолий Несмиян констатировал, что переход к расчетам в рублях делает из российской национальной валюты «если не мировую, то уж точно региональную валюту». Это подразумевает торговлю за рубли отнюдь не только газом, но и другими товарами. Это, однозначно, позитивный сигнал. Хотя тут есть вопрос, почему нельзя было превратить рубль из вторичной валюты сугубо для внутреннего потребления в мировую резервную валюту.
Читайте также
Здесь напрашивается гипотеза о выгоде девальвации, позволяющей нивелировать наделанные ошибки и просчеты, «размазав их по населению страны в целом». По мнению Несмияна, первой работой над ошибками стало падение рубля по отношению к доллару с 30 до 60 рублей. Затем рубль плавно опускался к отметкам ближе к 75 рублям за доллар, и это теоретически можно принимать за индикатор системного кризиса, который удавалось гасить с помощью девальвации.
Сейчас идет стабилизация курса рубля после обвала до показателей под 120 рублей за доллар. «Курс можно считать, когда ты пришел и купил (или продал) доллары, рубли, фунты или тугрики. Сегодня продать можно, купить — нельзя», - продолжил Несмиян, предположив, что реальное соотношение рубль/доллар вполне может соответствовать оценке по Джо Байдену 200/1.
Региональная же валюта предполагает ответственность. Прежде всего – за устойчивость курса. И здесь сложно сказать, насколько успешно Россия с этой ответственностью справится, подытожил обозреватель.