Отказ французской компании Pratt & Whitney работать с Россией принес проблемы производствам новейших пассажирских самолетов SSJ100 и МС-21.
Объединенной авиастроительной корпорации в результате пришлось вдвое (с 4 до 2) сократить планы поставке самолета МС-21 в текущем году. Дело в том, что Pratt & Whitney поставила только 2 комплекта двигателей, сообщает «КоммерсантЪ». Двигатели можно поставить, но в дальнейшем это станет для России головной болью, так как обслуживать их некому.
О планах выпустить в 2022 году только 2 самолета 22 марта рассказал глава Минпромторга Денис Мантуров. Он пояснил, что так получилось из-за отказа зарубежных партнеров поставлять России компоненты.
Журналисты «Ъ» выяснили, что по заключенным контрактам в РФ должно было прийти 8 комплектов двигателей, но в итоге сейчас есть только 2.
Источник в авиастроительной отрасли о полученных двигателях отозвался скептически. Он отметил, что до капитального ремонта на двигателе можно пролетать несколько лет. Однако уже в первый месяц работы могут появляться ошибки. Как их будут устранять в ОАК, непонятно.
В ОАК в свою очередь напомнили, что сейчас ведутся летные испытания МС-21-310 с отечественным двигателем ПД-14. «К испытаниям вскоре присоединится второй опытный самолет, ранее испытывавшийся с зарубежной силовой установкой»,— пояснили в корпорации.
В 2021 году замгендиректора корпорации «Иркут» Анатолий Гайданский прогнозировало, что первые поставки МС-21 на российских двигателях состоятся не ранее 2024 года.
Однако большинство опрошенных изданием экспертов полагает, что на обстоятельные испытания потребуется еще 2-3 года. Один из собеседников «Ъ» сказал, что 2025 год был бы оптимистичным прогнозом в нормальной ситуации.
Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев все же допускает возможность ускорить испытания за счет снижения требований, не относящихся к безопасности: температурный диапазон, ветровая нагрузка, возможности посадки по третьей категории ИКАО.
Что с «Супрерджетом»
Проблемы с сотрудничеством с Pratt & Whitney означают необходимость импортозамещения комплектующих и для Sukhoi Superjet. Ранее Мантуров говорил, что страна получит полностью импортозамещенный SSJ100 к концу 2023 года.
Замглавного редактора журнала «Арсенал отечества» Дмитрий Дрозденко в интервью радиостанции «Говорит Москва» констатировал, что изначально SSJ100 и МС-21 проектировались с «большим применением импортных комплектующих, в том числе и зарубежных двигателей». Это делалось для повышения конкурентоспособности на мировом рынке. Кроме того, ставка на Pratt & Whitney обусловдена наличием у нее развитой системы обслуживания по всему миру.
Теперь французская компания отказывается ремонтировать свои двигатели SaM146. Их ремонт осуществлялся частично российской, а частично французской стороной. Очевидно, что санкциями отечественные самолеты просто пытаются «выдавить с рынка».
В вопросе импортозамещения большие надежды возлагаются на предприятие «Пермские моторы», делающее двигатели ПД-14. Сейчас нужно экстренно менять двигатели на перспективных самолетах на собственные. Помочь может и «Роскосмос», который ранее сообщил, что готов подключиться к производству авионики для наших самолётов.
Между тем Денис Мантуров гвоорит, что запас запчастей для самолетов есть, и его хватит на 1 – 1,5 года. К тому моменту хорошо бы добиться импортозамещения на значимый процент.