Центробанк исчерпал любимый инструмент в борьбе с инфляцией
Несмотря на высочайшую ключевую ставку Банку России не удается сдержать курс рубля в привычных значениях.
Давление на российский рынок продолжает увеличиваться, и доллар во вторник на международном рынке Forex в моменте оценивался в 140 рублей.
В такой ситуации логично возникает вопрос о целесообразности держать ключевую ставку на таком уровне. Ведь видимого результата нет.
По мнению экономиста Никиты Кричевского, повышать ставку, скорее всего, не следовало. ЦБ продолжает использовать как основные механизмы регуляции, которые устарели около 40 лет назад.
«Сейчас бесполезны, потому что не ставка определяет уровень инфляции, а несколько другие факторы. В нынешних условиях ставка только разгоняет инфляцию, если она растёт», - заявил Кричевский в интервью Накануне.RU.
Он отметил, что универсальных рецептов борьбы с инфляцией нет. В каждой стране они свои. Определяющей здесь является специфика каждого конкретного рынка. В Америке инфляция тоже высокая, но там никто не думает «задирать ставку на 20%». Инфляция – важный показатель, но в сравнении с занятостью населения он вторичен.
Эксперт посетовал, что перед дефолтом 1998 года учитель главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, экс-министр экономики Евгений Ясин и Егор Гайдар посоветовали правительству и ЦБ «искусственно "высушить" денежную массу в стране». В результате денег на выплаты по ГКО перестало хватать, и случился дефолт. «Если бы денежная масса была расширена, то мы бы, как минимум, отсрочили дефолт, а как максимум смогли его избежать», - продолжил Кричевский.
Экономист посетовал, что руководство ЦБ, должно быть, не знает о других вариантах борьбы с инфляцией, кроме как повышать ставку. На самом деле, другие инструменты есть. Но для их задействования нужно отправиться в правительство, наладить взаимодействие с бизнесом, выяснить, какие товары дорожают, и почему. Очень скоро окажется, что продукты дорожают «не из-за того, что ключевая ставка маленькая, а из-за того, что у многих, скажем, "аграрных олигархов" по-прежнему превалирующим мотивом является жадность». Например, буквально месяц назад не существовало никаких предпосылок для двукратного роста цен на сахар. Но в реальности картина на рынке «рисуется» вне зависимости от объективных предпосылок.
Грамотным регулированием рынка нужно заниматься, но гораздо проще собрать Совет директоров, принять решение о ключевой ставке и успеть с этим делом до ланча.
На курс рубля сейчас также влияет «фактическая пропажа половины международных резервов страны». Благодаря этим средствам ЦБ мог бы как минимум обеспечивать более мягкое падение рубля. Теперь резервов почти не осталось. Опять же – вследствие решений, принятых Центробанком.
ЦБ мог бы обозначить свою позицию, ограничив деятельность спекулянтов. Сделать это можно административными методами. Можно «приостановить торги, ввести банковские или фондовые каникулы». «Вот у нас почему-то решили, что это лишнее, не надо этого», - констатировал Кричевский.
Собеседник Накануне.RU скептически отнесся к мысли, будто ограничение продаж валюты поможет стабилизировать ситуацию. Деятельность «черных менял» никто не отменял. Граждане же вряд ли побегут покупать доллары и евро по цене около 120-140 рублей. У людей на такую роскошь попросту нет денег. Плюс ранее был введен 30-процентный сбор для покупающих валюту через брокеров, физлиц. Буквально на второй день сбор снизили до 12%. И здесь опять же наблюдается бессистемность и метания, обнажающие отсутствие стратегии и планов хотя бы на ближайшие несколько ходов.
«Это шатание напоминает истерику. Из одной крайности в другую: что делать — а давайте вот это, а давайте то», - поделился впечатлением Кричевский.