Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

Аудиторский бизнес в России выходит из-под враждебного патронажа

Разрыв отношений «большой четверки» аудиторов с российскими партнерскими компаниями вскрыл проблему в финансовой области, о которой ранее только подозревали.

Компании PwC, KPMG, EY, Deloitte присоединились к антироссийским санкциям, и теперь зарегистрированные в России аудиторские компании, входящие в обозначенные сети, будут вынуждены работать без связи с глобальными партнерскими структурами. Вероятно, им даже придется сменить названия, пишет «КоммерсантЪ».

Отмечается, что речь не идет о закрытии бизнеса. Российские компании, связанные с PwC, KPMG, EY, Deloitte, не являются их дочерними структурами. Прекращается партнерство, поэтому компаниям всего лишь предстоит выйти в «самостоятельное плавание», успех которого будет зависеть от профессионализма сотрудников. При хорошем раскладе бизнесы удастся сохранить.

Как рассказал управляющий партнер EY по странам СНГ Александр Ивлев, компании уже начали информировать клиентов о предстоящих изменениях, и те в основном выражают готовность дальше работать с проверенными подрядчиками, несмотря на отсутствие у них партнерства с транснациональными гигантами.

Крупнейшими клиентами отечественных аудиторских компаний, включенных в международную сеть, являются ЛУКОЙЛ, «Транснефть», РЖД, ВТБ, «Русал», «Аэрофлот» и другие стратегически важные компании и банки.

Специалист по санкционному праву Мерген Дораев говорит, что выход российских аудиторских компаний из международной сети грозит им потерей бренда и доступа к крупным информационным ресурсам. Кроме того, компании вряд ли смогут вернуть назад уплаченные партнерские взносы. С другой стороны, в России в скором времени может сформироваться свой пул ведущих аудиторов, который возьмет на себя основную часть внутренней клиентской базы.

Просто так рынок не отдадут

Экономист Никита Кричевский по поводу материала «Ъ» отметил, что PwC, KPMG, EY и Deloitte вряд ли просто так отдадут рынок на $500 млн «вкупе с возможностью шпионить за крупнейшими российскими компаниями».

Здесь примечательно, что в свете вскрывшейся информации о характере отношений российских компаний с «сетью» очень сомнительно выглядит тезис, будто «российские подразделения не являются частями материнских компаний». Тезис скорее выглядит как дезинформация.

Странно, что ранее Минфин «под их диктовку продавил редакцию поправок в закон «Об аудите», да такую, что навсегда закрепляет диктат Биг4 в единственном теперь СРО аудиторов».

Не меньшую обеспокоенность вызывает тот факт, что СРО в основном состояло из представителей компаний, базирующихся в недружественных странах. Можно также предположить, что правление «Биг4» осуществлялось на принципах «демократического централизма», а самоуправление российских компаний заключалось в возможности осуществлять непрямые выборы делегатов на съезд.

По мнению Кричевского, исправить СРО (саморегулируемая организация) аудиторов сейчас практически невозможно.

«И единственный способ регулирования – это, увы, срочный декрет о возврате к лицензированию. Только Минфин, как лицензирующий орган для этого непригоден. Наконец, главное. Обязательный аудит необходимо срочно приостановить», - подытожил эксперт.

Полная версия