Москва
1 ноября ‘24
Пятница

Российские автодилеры на грани банкротства из-за санкций

После начала операции по демилитаризации на Украине Россия столкнулась с многочисленными санкциями, которые среди прочего сильно ограничили рынок авто.

Примечательно, что в данном сегменте «санкции» вводятся не на уровне государств, а на уровне компаний в порядке инициативы больше не поставлять в Россию свою продукцию.

Локализованные в РФ предприятия тоже приостанавливают работу. Так, немецкий автоконцерн BMW объявил о приостановке производства машин на заводе «Автотор» в Калининграде. Mercedes-Benz тоже приостановит производство и поставки автомобилей в Россию. Та же судьба постигла завод Hyundai в Санкт-Петербурге.

Volvo останавливает как производство, так и продажи. Бизнес в России приостанавливают Volkswagen, Scania, Ericsson, Jaguar Land Rover.

Дорожают автозапчасти

Член правления всероссийской организации «Союз автосервисов» и генеральный директор ООО «Икар» Олег Ванюков в интервью АБН сообщил, что сейчас наблюдается подорожание оригинальных автомобильных запчастей. Динамика по позициям разная, и рост цен держится в коридоре от 10% до 90%. Ощущается дефицит. «Вместе с тем есть и надежда: в основном, запчасти везут к нам не по воздуху, а по морю, и водные пути для гражданских судов пока не перекрыли. Поставщики запчастей – сейчас это прежде всего Китай и Турция», - сказал эксперт.

Качество запчастей из этих двух стран приемлемое, оно уже давно переросло представления о нем десятилетней давности.

Выход в более тесном сотрудничестве с Китаем

Президент фонда «Политех» Вячеслав Жигалов предупреждает, что если нынешнее положение дел сохранится надолго, последствия будут очень серьезными.

Основательно перейти на работу с китайскими коллегами будет непросто. В России действует система эксклюзивных дилерских контрактов. Это означает, что дилер зависит от конкретного производителя. Стандартам этого производителя подчинена вся работа дилеров. Речь тут не только об организаторских тонкостях, но и о таких деталях как внешний и внутренний стиль центра, специально закупаемая мебель и так далее. Перестройка под новые условия потребует от дилеров очень крупных затрат.

Также непонятно, как обслуживать гарантийные автомобили, которые ремонтируются официальных дилерских центрах. Это тоже существенная проблема. Впрочем, если говорить о запчастях, некоторый их запас у дилеров все еще остается.

Что касается «китайского варианта» уйти от санкций, для перестройки российского рынка с ориентацией на восток потребуется довольно длительный период.

Угроза банкротства дилеров

Еще одной проблемой стали законтрактованные авто, которые клиенты уже заказали и оплатили, но в силу санкций поставки им придется ожидать неопределенно длительное время. Это представляет огромную угрозу дилерскому бизнесу, который начнет сталкиваться с массой претензий от покупателей.

Повлиять на производителей дилеры не могут, и вся нагрузка конфликтной ситуации ляжет на них. В этой связи следует ожидать массового банкротства в дилерской сети, отметил Вячеслав Жигалов.

Во избежание такого сценария фонд «Политех» направил обращение премьер-министру Михаилу Мишустину и главе Минпромторга Денису Мантурову с просьбой принять меры поддержки дилерского бизнеса.

Авторы предлагают блокировать активы автопроизводителей на территории России на сумму задолженности перед заказавшими авто клиентами. Кроме того, рекомендуется на законодательном уровне запретить производителям расторгать и изменять договоры с дилерами в одностороннем порядке.

Полная версия