Введенные против России санкции по линии США, Евросоюза и Британии получились масштабными, но фактически ни на что не влияющими.
Санкции пока можно назвать компромиссными и умеренными. С их введением никаких принципиальных изменений народ России не увидит.
Как отмечает профессор ВШЭ, аналитик Евгений Коган, относительно ограничений в отношении госдолга стоит напомнить, что ранее США уже запретили операции на первичном рынке ОФЗ.
Новый запрет касается вторичного долга, но только выпусков с марта 2022 года. Покупать новые выпуски нельзя будет даже на вторичном рынке.
Минфину РФ придется искать альтернативных держателей госдолга. Здесь можно будет обратить внимание на крупные банки.
На деле санкции против госдолга РФ подрывают доверие к финансовому рынку страны, но «ужасом» их назвать нельзя.
Санкции против финансовых институтов не коснулись крупнейших банков России. В основном они затронули финансовые учреждения, которые были готовы к санкциям. Блокировка их активов вряд ли существенно скажется на устойчивости финансовой системы в целом.
Впрочем, ВЭБу наверняка придется расстаться с частью своих функций.
На данном этапе все введенные санкции пока не отрезают финансовую систему России от мира и не запрещают расчеты в иностранных валютах.
Прогноз на будущее
Дальнейшее развитие событий, по мнению Когана, целиком и полностью зависит от конфликта на Украине. Если с признанием ЛДНР там всё успокоится, никаких неприятностей для России больше не будет. Однако шансы на лучший исход не слишком велики.
На следующем этапе вероятны технологические санкции. Это уже серьезный удар по российской экономике. «Дело в том, что мы все работаем на программных продуктах. Запрет этих продуктов или их обновлений может значительно осложнить работу как российских государственных ведомств, так и нашего бизнеса», - пояснил Коган.
Затем вероятны ограничения в отношении крупных банков. Хотя вряд ли дойдет до заморозки активов. Российские банки в ответ начнут просить о закрытии корсчетов, и тогда гражданам предстоит увидеть запрет на валютные операции.
В случае эскалации стоит остерегаться замораживания проекта «Северный поток – 2» на неопределенный срок. Сейчас всего лишь приостановлен процесс сертификации.
Санкции против российских экспортеров если и будут, то в последнюю очередь. Очень болезненными они будут для металлургов. Совсем в крайнем случае будут ограничения на импорт российских нефти и газа. «Но пока об этом речи не идет, ибо так больно бить по себе не хочет ни одна страна», - заключил Коган.