Президент России Владимир Путин провел заседание Совета безопасности, на котором члены имели возможность высказаться по вопросу признания независимости Луганской и Донецкой народных республик.
Глава государства в ходе мероприятия подчеркнул, что специально заранее ни с кем не стал обговаривать данную проблему, чтобы каждый представил свое мнение без поправок на президентский авторитет.
Первым выступил министр иностранных дел Сергей Лавров. Он рассказал о том, как идут переговоры с международными партнерами по вопросу урегулирования обстановки на Украине и констатировал крайне нерезультативное продвижение по ключевым позициям.
Замглавы администрации президента Дмитрий Козак сообщил об итогах работы контактной группы. «Минский переговорный процесс находится на нулевой отметке 2015 года», - сказал он.
Директор ФСБ Александр Бортников доложил о ситуации на границе. «Есть случаи попадания снарядов на территорию РФ. Сегодня в ночь две ДРГ Украины вышли на границу с РФ в Луганской области и с территории Мариуполя. В результате боя две ДРГ были уничтожены. Один из военнослужащих Украины захвачен в плен», - заявил Бортников, добавив, что благодаря усилиям по обеспечению безопасности обстановку на границе удается держать в пределах стабильности.
Глава Минобороны Сергей Шойгу акцентировал внимание на военной угрозе со стороны Украины. Он отметил, что вокруг ЛДНР киевский режим собрал группировку из 59,3 военнослужащих, артиллерии, включая «Точки-У», 2160 бронированных боевых машин, 160 реактивных систем залпового огня, в том числе «Смерчи».
«Сюда не входят националистические батальоны <…> Крайне опасно, если Украина вернет себе статус ядерной страны. На Украине в годы СССР были созданы возможности для создания ядерного оружия. Есть носители, есть оборудование и специалисты, которые имеют возможности создавать ядерное оружие. Эти возможности лучше, чем у Ирана. Готовятся либо провокации, либо силовой вариант решения проблемы Донбасса», - заявил Шойгу.
Заместитель председателя Совбеза Дмитрий Медведев со своей стороны посетовал, что Украине территории ЛДНР не нужны. «Во всяком случае, это разменная карта в торговле за статус Украины. Жители этих территорий никакой поддержки от Украины не получают, но наоборот – подвергаются террору. <…>Можно заключить, что комплекс мер Минских соглашений выполняться не будет», - сказал Медведев.
Он сравнил ситуацию на Украине с событиями 2008 года в Грузии, когда после операции по принуждению к миру Россия признала Южную Осетию и Абхазию. Тогда было сложно предсказать, какие будут последствия. Но сейчас опыт уже есть, и стало ясно, что мир со временем привыкнет жить в новых реалиях, а сотни тысяч людей будут избавлены от угрозы уничтожения.
«Вначале будет трудно, но через некоторое время, это напряжение вибрирующее вокруг нашей страны, оно так или иначе будет спадать. От этой ситуации рано или поздно устанут и начнут к нам обращаться по вопросам безопасности», - спрогнозировал Медведев, выступив за признание ЛДНР.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин был краток. «Госдума приняла решение. Оно не было спонтанным, оно было всесторонне изучено и взвешено. И 351 депутат высказался за немедленное обращение к президенту с просьбой признать ЛНР и ДНР. Мы исходили из того, что обстановка в ЛДНР сложилась критическая, и наше решение было продиктовано гуманитарными соображениями», - отметил Володин.
Спикер Совфеда Валентина Матвиенко в комментарии к ситуации на Украине констатировала, что в центре Европы семь лет идет происходит гуманитарная катастрофа. Жителям ЛДНР обеспечили блокаду, отказывают в выплате пособий. Вдобавок ко всему – постоянные обстрелы.
«А Россия все эти годы последовательно выступала за дипломатическое решение конфликта. Нас никто не слышал. Шла имитация исполнения Минских соглашений, бесконечные, бессмысленные заседания контактной группы. Марионеточный киевский режим ничего не может решить. <…> Для Украины это территория, а для России это свои люди <…> То, что происходит сейчас на Украине – на это невозможно смотреть. Ни о каких европейских ценностях тут говорить нельзя. Это античеловечно, антиморально. Я полагаю, что пришло время принимать решение. Дальше забалтывать эту тему просто аморально», - сказала Матвиенко.
Секретарь Совбеза Николай Патрушев указал на бессмысленность разговаривать о судьбе ЛДНР с Украиной. Все решения принимает Вашингтон. «Что касается ЛДНР, народ натерпелся и больше мучить их нельзя. Дума приняла решения, и я думаю, это справедливо. Если мы это сделаем, мы защитим тех людей, которые там живут», - сказал Патрушев, но добавил, что президенту США Джо Байден можно дать шанс, чтобы после ближайшей встречи с Путиным в течение пары дней заставить Киев поменять свою политику. Впрочем, Патрушев выразил уверенность, что разговор с Байденом не принесет никаких результатов.
Глава правительства Михаил Мишустин спрогнозировал, что после признания Россию ждут непростые времена. Но правительство сделает все возможное для обеспечения развития экономики.
Глава СВР Сергей Нарышкин поделился убежденностью, что Украина не собирается выполнять Минские соглашения. Он солидаризировался с мнением Патрушева о возможности дать Вашингтону несколько дней для воздействия на Украину. Когда Нарышкин посоветовал «в противном случае» принять решение по ЛДНР, Владимир Путин настоял на том, чтобы член Совбеза ясно и четко занял позицию, добившись от Нарышкина слова «поддерживаю» вместо «поддержу». Впрочем Нарышкин не избежал еще одной ошибки, выдвинув гипотезу, что на мероприятии обсуждается вопрос «присоединения», а не независимости. Президенту пришлось напомнить, о чем идет речь. Уладив это недоразумение, Владимир Путин передал слово министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву.
Колокольцев занял самую жесткую позицию, призвав признать ДНР и ЛНР в границах областей, которыми они были до вторжения ВСУ (включив в них Мариуполь, Славянск).
Полномочный представитель президента в ЦФО Игорь Щеголев и руководитель Росгвардии Виктор Золотов также согласились с идеей признания ЛДНР.
В конце мероприятия Владимир Путин сообщил, что в понедельник же примет решение о будущем самопровозглашенных республик.