Москва
5 января ‘25
Воскресенье

Многогранный допинг-скандал с Валиевой рождает мифы и смыслы

Допинговый скандал вокруг фигуристки Камилы Валиевой, которую едва не лишили золотой медали после известия о положительной пробе, оброс массой домыслов и догадок.

Неприятная история в основном трактуется в духе политического противостояния России и Запада. В нем WADA, МОК, CAS и Международный союз конькобежцев (ISU) представляются многочисленными комментаторами как заведомо предвзятые в отношении России организации.

В тот момент, когда WADA, МОК и ISU обратились в Спортивный арбитражный суд с апелляциями на решение оставить Валиеву на соревнованиях, они еще больше утвердились в глазах отечественных болельщиков как недружественные.

С другой стороны, в ISU вряд ли было бы выгодно получить скандал, бросающий тень на нее же. Однако здесь может быть всякое.

Немало разговоров вызвал состав выездной панели CAS, куда вошли три арбитра: из Италии, Словении и США. Включение представителя Штатов, как «заинтересованной стороны» было воспринято как откровенно антироссийский шаг. Но всё изменило решение CAS оставить спортсменку на соревнованиях, а разбираться уже потом, без лишнего внимания и спешки.

В пользу решения наверняка сыграл тот факт, что Валиевой всего 15 лет, и она является «защищённым лицом». Плюс, в пробе обнаружили триметазидин в мизерном количестве. Он действительно мог попасть в организм спортсменки случайно, да и на результат точно не повлиял. Однако вещество запрещенное, и разбираться в случившемся все равно придется.

Гипотеза, что CAS заинтересована снять Валиеву с соревнований, не подтвердилась, равно как и предположение, будто американец в составе панели якобы мог желать отстранения российской фигуристки, чтобы «расчистить дорогу» своим. Дело в том, что помимо Валиевой от России есть кому занять весь пьедестал.

Еще одна популярная идея – будто пробу, взятую 25 декабря 2021 года, намеренно «придержали» до 8 февраля, чтобы после победы Валиевой в командном турнире поставить под сомнение выигранное золото. Но здесь важно отметить одно обстоятельство – у сотрудников Стокгольмской лаборатории нет имени спортсмена, чью пробу они исследуют. У них на руках только цифровой код, а соответствие имени и кода знают только те, кто занимается транспортировкой пробы.

Подробнее об этом в интервью Sports.ru рассказала экс-заместитель генерального директора РУСАДА, международный эксперт по антидопинговым вопросам Маргарита Пахноцкая. Пробу Валиевой могли бы проверить быстрее, если бы на ней стояла пометка «срочно». Но ее как таковую, в числе тех, что надо проверить до старта Олимпиады, не обозначили. Теоретически, это обстоятельство говорит о непредвзятости отношения к пробе Валиевой.

Из-за океана на дело Камилы Валиевой тоже есть масса точек зрения, граничащих с мифотворчеством. Есть и такая, которая объясняет снисходительное отношение CAS к спортсменке расизмом.

Американская легкоатлетка ШаКарри Ричардсон, как пишет iReactor, в воем твиттере напомнила, как ее отстранили от ОИ-2020 из-за обнаружения в ее допинг-пробе следов марихуаны.

«Моя мать умерла, и я не могу бегать, хотя мне прогнозировали третье место. Единственная разница (со случаем Валиевой), которую я вижу — это то, что я темнокожая», - написала Ричардсон.

На удивление, в комментариях под этим постом нашлось немало солидарных пользователей, заподозривших CAS в расизме.

Российские болельщики и просто наблюдающие за историей с допингом, добавили конфликту, как объекту внимания, еще одну грань, связанную с глобальной борьбой с пандемией, а также борьбой России с западными СМИ. Агентство «Народные Новости» пишет, что в сети появился флешмоб с хештегом «непрячьлицо».

Повышенное внимание СМИ к фигуристке, многочисленные вопросы журналистов, сделали из сочетания маски с капюшоном защитное средство отнюдь не только от «приставучих» вирусов. Но болельщики настаивают, чтобы Валиева гордо и смело продолжала выступать на Олимпиаде, отстаивая честь России, не пряча лицо перед недругами и угрозами.

Полная версия