Человек для работы или наоборот? Проблемы трудоустройства молодых специалистов
Молодые специалисты, кто только закончил учебу в вузах, часто попадают в известную ловушку требований «набраться опыта», тогда как деньги уже пора зарабатывать, а опытом сыт не будешь.
В результате люди идут работать не по специальности, а временная работа затягивает на долгие годы, пока знания, полученные в учебном заведении не забудутся.
В настоящее время требования к сотрудникам очень высоки. Помимо профессиональных есть еще и личные требования. И если всё проанализировать вкупе, во всей стране вряд ли найдутся специалисты, удовлетворяющие запросам работодателей. А молодые люди со студенческой скамьи тем более редко когда способны ответить на запросы работодателя.
Как отметил во время заседания Совета ТПП по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России профессор Финансового университета Арсений Брыкин, молодые специалисты, получившие качественное образование, со своей стороны тоже не готовы расшаркиваться перед компаниями, лишь бы их где взяли. Они коре настроены, что выбирать будут не их, а они. Причем действительно знающие специалисты склонны делать ставку на работу в зарубежных компаниях с лучшими условиями.
Более того, молодежь настроена жить по своим правилам: работать в дистанционном формате, не тратить жизнь на поездки и трудовые подвиги, получать достойную зарплату – и не через 10-20 лет с опытом, а здесь и сейчас, потому как жизнь – это не вчера и не завтра, а сегодня.
Еще одна нарастающая проблема – это, условно, цифровизация мышления. Молодые люди не могут жить без постоянного контакта с потоками информации. Как следствие, будучи отрезанными от гаджета или компьютера, такие работники (в основном до 30 лет) не могут держать задачу в голове более 2-3 часов.
К сожалению, в школах не учат «ценностям, связанным с офлайном, работе без интернета и жизни без "яндекс-дзена", прочих новостных каналов», отметил Арсений Брыкин (цитирует Накануне.RU). В результате, люди начинают отождествлять свои компетенции и знания с кооперацией с базами данных – с возможностью в любую секунду найти нудную информацию в «Википедии». Они коммуникативны, творчески настроены, но базовым умениям так и не научились.
Еще одна проблема - ориентация системы образования на воспроизводство потребителей, а не творцов. Это категорически неверный посыл, если страна стремится развивать высокотехнологичные конкурентоспособные сегменты. В таком случае ей нужны именно творцы.
В конечном итоге Россия получила дефицит кадров, а специалистов, что есть, покупают зарубежные конкуренты. Да и сама молодежь все больше ориентируется на трудоустройство за рубежом с возможностями строить карьеру и получать завышенные заработные платы.