Маркировка алкоголя как политический фактор
В прошлом, 2021 году, объем оборота нелегальной алкогольной продукции в России составил около 27% от общего рынка спиртного.
Это примерно 611 млн штук бутылок. Об этом говорится в исследовании НИУ ВШЭ.
Зачистить рынок от контрафакта призвана система маркировки, позволяющая отслеживать потоки товаров от производителя до прилавка. Однако теневой оборот алкоголя до сих пор никуда не делся.
Некоторые эксперты, между тем, считают, что вопрос маркировки носит скорее политический характер, нежели практический, пишет портал ABNews.
Статистические расчеты показывают, что конечные продажи крепких спиртных напитков значительно выше объема легального предложения на внутреннем рынке.
В ЦРПТ это считают свидетельством наличия сектора нелегального оборота. Его масштабы на уровне Росстата определяются путем вычисления разницы между тем, сколько продано, и сколько произведено легального алкоголя.
Согласно данным Росалкогольрегулирования, доля нелегальной продукции все же сокращается. Об этом говорит рост поступлений с акцизов в бюджет. В 2020 году этот показатель был на уровне 381,7 млрд рублей. В 2021-м — 405 млрд рублей. Хотя объем продаж увеличился незначительно.
В Росалкогольрегулирования отмечают, что ЕГАИС работает достаточно эффективно, доказав свою целесообразность.
С другой стороны, как говорит гендиректор «Клуба профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский, доля контрафактного алкоголя сейчас на том же уровне, что и 2 года назад. Меньше фальсификата на рынке пива и вина. Вероятно, это связано с тем, что прибыли в продажах крепкого алкоголя заметно выше. Дело в том, что чем крепче алкоголь, тем выше на него акцизы, и тем выгоднее уходить от их уплаты, продавая нелегальную продукцию.
Существенным фактором роста рынка нелегальной продукции становится самогоноварение. Продажи аппаратов растут, и не факт, что все гонят самогон только в целях личного потребления.
Нужно снижать акцизы
В торговых точках, оформивших лицензии на продажу спиртного, контрафакта почти наверняка не продают. В основном каналами сбыта нелегального алкоголя являются интернет-магазины и одиночные магазины «24 часа». Как заявил Максим Черниговский, в России почти в половине всех населенных пунктов нет вовсе торговых точек с лицензией на продажу алкоголя.
С этим нужно что-то делать, и лучше всего - снижать акцизы. В стоимости бутылки доля акциза составляет до 70%. В этом плане Россия почти догнала Европу. Там, дороже только крепкие напитки, а по остальным цены в России и ЕС сопоставимы.
Но никак не сопоставимы доходы, поэтому люди и вынуждены обращаться к некачественному, контрафактному алкоголю.
Директор по маркетингу петербургской сети продовольственных магазинов «Колхоз» Николай Королев считает, что маркировка алкоголя – это политический момент.
На самом деле, сети, заботящиеся о своей репутации, закупают алкоголь только у добросовестных, проверенных производителей и не заинтересованы в том, чтобы на их полках появлялся фальсификат. Часто такие производители открывают собственную розничную сеть. Покупая продукцию там, без всяких маркировок можно быть уверенным, что продукция качественная.