Москва
3 января ‘25
Пятница

Безработица как «серная кислота» для экономики

В кризисных ситуациях, сопровождаемых высокими темпами инфляции решение поднимать ключевую ставку – не лучшее. И только из-за более дорогих кредитов для бизнеса.

Предпринимателям в обстановке, когда кредит на развитие или поддержание бизнеса можно вернуть разве что с прибылями, как в наркоторговле, приходится очень тяжко. Компании банкротятся, а сотрудники остаются на улице без средств к существованию. Растет безработица.

И как раз безработица в экономической науке считается более опасным явлением, чем инфляция. В этой связи центробанки развитых стран стараются бороться с инфляцией, по возможности не обеспечивая рост безработицы. Агрессивное повышение ключевой ставки в данном случае – эффективный инструмент крайнего случая из-за слишком больших издержек.

Как пишут авторы ТГ-канала «Proeconomics», для развитых стран самым опасным макроэкономическим показателем всегда является высокая безработица, а не инфляция или даже существенное снижение доходов населения. Исследования экономистов показывают пагубность безработицы не только для экономики, но и для человеческого капитала.

Например, снижение доходов и покупательной способности гражданин переживает с недовольством, но все же он остается активным в общей картине экономики.

«Отсутствие работы разрушает мир человека, делая его несчастным (более несчастным, чем тот же рост цен). Это объясняет и действие современных центробанков развитых стран, которые при высокой инфляции не спешат сбивать её», - отмечают авторы канала.

В подкрепление этого тезиса они ссылаются на статью Ольги Антипиной и Анны Кривицкой с экономфака МГУ, опубликованную в 2020 году в «Журнале экономической теории» (№4).

В ней упоминается работа Р.Ди Теллы, Р.МакКуллохы и Э.Освальда по созданию модели «макроэкономики счастья». В рамках исследования, проведенного в 1990-х годах, были изучены последствия рецессий. В числе таковых была выделена потеря субъективного ощущения благополучия существенной частью населения.

К слову, у безработных утрата благополучия носит вполне объективный характер, однако для психики последствия гораздо хуже от потери работы, нежели от потери пары процентов в год из-за инфляции. Работа, помимо постоянного источника доходов, приносит еще и «дополнительный смысл жизни», пишет экономист Р.Лэйард. Вот почему, как он утверждает, безработица является настоящей трагедией, «разрушая самоуважение и социальные связи, созданные работой».

По мнению Освальда, основанному на мониторинге результатов исследований домохозяйств в Британии, уровень психологического урона для безработных в 2 раза выше, чем для занятых, просто переживающих кризисные времена. Тяжелее безработица переносится людьми со средним и высшим образованием.

О «ловушке несчастья», в которую попадают безработные, говорят Э.Кларк и Н.Пудхави, построившие модели влияния безработицы на социально-экономическое благополучие стран на основе обследований населения Германии и Британии. Они указывают, что человеку свойственно «гедонистическое приспособление» на том или ином уровне материального благополучия. То есть, если будучи трудоустроенным, человек привык радовать себя покупкой нового костюма каждые два месяца, новой машины – каждые полгода, и это поддерживало в нем необходимый уровень счастья, то без работы человек рискует рано или поздно привыкнуть к картонной коробке из-под холодильника вместо дома и чувствовать себя при этом относительно счастливым.

Выбраться из такого состояния сложно. Экономика же теряет трудоспособного гражданина в лице жертвы кризиса, утратившей психологический запал работать больше и усерднее.

Полная версия