Москва
3 января ‘25
Пятница

«Люди в футлярах» стали бедой России – Сатановский

Старательное охранительство, доходящее до абсурда, является не меньшим ударом по прочности системы, нежели целенаправленная работа по ее раскачиванию.

Такого мнения придерживается политолог, президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, прокомментировавший историю с угрозой увольнения петербургской учительницы за чтение стихов Александра Введенского и Даниила Хармса.

Ранее о своих проблемах педагог гимназии № 168 Cерафима Сапрыкина сообщила в своем Facebook. По ее словам, в декабре 2021 года в учебном заведении состоялось срочное совещание. Директору гимназии не понравилось, что школьникам читают поэтов, репрессированных в СССР. Поэтому она потребовала от Сапрыкиной написать заявление на увольнение.

«Она приказала мне уволиться, так как я читала десятиклассникам стихи «врагов народа» и «пособников фашистов» Введенского и Хармса», — написала Сапрыкина на своей страничке в социальной сети. Она добавила, что на замечание, что Введенский и Хармс были реабилитированы, директор парировала: «В то время реабилитировали всех подряд».

Cерафима Сапрыкина добавила, что в список «врагов народа» по версии руководства школы также вошли Николай Гумилёв и Осип Мандельштам.

7 февраля на инцидент отреагировали в комитете по образованию правительства Петербурга. В интервью изданию «Подъем» представитель комитета заверил, что никаких запретов (на тех или иных поэтов) в гимназии нет.

«Ситуация требует спокойной и тщательной проверки. Серафима Олеговна не была уволена, а уволилась. Что касается Введенского и Хармса, никаких запретов на этих авторов в гимназии нет и быть не может», - сказали в комитете и добавили, что педагог все же должен при выборе литературы учитывать «психо-физические возрастные особенности учеников».

Евгений Сатановский в Telegram сравнил директора гимназии с «новейшей модификацией человека в футляре», который всю жизнь живет из страха «как бы чего не вышло». Возможно, женщина сама до того напугана собственным видением «атмосферы патриотизма», что стала, «как та пуганая ворона, (которая) куста боится».

«Страна наша за последние сто лет обрушивалась дважды. Привело это к таким катастрофическим последствиям, что об их повторении даже подумать страшно», - продолжил Сатановский. Между тем, угроз по внешнему периметру предостаточно. У России всегда будут враги, которые очень обрадуются очередному коллапсу. Россия в прошлом столетии пережила несколько революций, и те, что случились в 1917 и 1991 году подготовили именно такие люди, «искренние охранители, хотевшие исключительно хорошего и до такой степени доставшие своей прямолинейной тупостью всех окружающих, что когда власть в стране ослабла и зашаталась, её никто даже и не подумал поддержать».

Увольнение учительницы за стихи нельзя расценить как глупость или непрофессионализм. «Это преступление против системы и подрыв основ её существования ничуть не меньшее, чем любая глупость такого рода, сделанная любым чиновником из каких угодно благих намерений», - пояснил Сатановский.

Известно куда вымощена дорожка из благих намерений. Россия не раз по этой дорожке прошла, и новые эксперименты ей точно не нужны. Поэтому в подобные ситуации нужно обязательно вмешиваться. Необходимо объяснять людям, что борьба за стабильность вовсе не на том фронте, где поэты, которых всегда можно запретить. Куда полезнее для национальной безопасности, если брать Петербург, где всё это происходит, - обратить внимание на очистку снега, крыш от сосулек, мусорных площадок от мусора.

Но начальство всех уровней веками ничему не учится. «Поправил бы их сверху кто-нибудь, поумнее, что ли?», - заключил Сатановский.

Полная версия