В борьбе с инфляцией ФАС провоцирует ее рост – мнение
Федеральная антимонопольная служба решила договориться с региональными ритейлерами о сдерживании цен на социально значимые товары.
Служба поручила локальным управлениям провести совещания с представителями бизнеса и организовать на добровольной основе снижение наценок по некоторым товарным позициям.
Об этом сообщает газета «Известия» со ссылкой на пресс-службу ФАС. Инициативу поддержали торговые сети в Курской, Астраханской, Пензенской областях, в Адыгее. На региональные сети проходится около 40% рынка. Поэтому если с ними удастся договориться, инфляцию по стране можно значительно замедлить, полагают в ФАС
В рамках сотрудничества с ФАС ритейлеры сами определят товары, на которые они готовы ограничить наценки. В то же время сети должны будут обеспечить наличие товаров, стоимость которых сдерживается.
Крупные сети проявили инициативу раньше
В августе 2021 года ФАС провела антикартельные проверки крупных торговых сетей X5 group, «Магнит» и «Лента». Были выявлены случаи завышения цен, и служба активизировала работу с компаниями, заставив их предоставить списки всех продаваемых товаров с указанием наценок.
В январе X5 group и «Магнит» объявили о добровольном ограничении наценок на часть товаров в 10%. Позже сети согласились ограничить наценки на молоко, хлеб, сахар и овощи «борщевого набора» 5-ю процентами.
Что будет с инфляцией
Замглавы Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ Олег Москвитин считает, что ограничение наценок на часто покупаемые продукты питания незначительно, но все же замедлит инфляцию. На сколько конкретно, можно будет оценить через несколько месяцев.
«Известия» напоминают, что ранее, рассуждая о готовности крупных ритейлеров ограничить наценки, эксперты приводили следующие расчеты: снижение наценки на 10% сдерживает инфляцию в годовом выражении на 0,2–0,3%.
Есть также мнение, что меры ФАС могут привести и к обратному результату. Telegram-канал экономиста Никиты Кричевского «Антискрепа» указывает, что без «добровольного» сотрудничества с ФАС сетевиков «ждут тяжелые времена». Взамен на ограничения наценок в одном сегменте ритейлерам разрешили поднять цены на молочную продукцию (5%). Кроме того, компенсировать социально ориентированный шаг сетям поможет рост цен на и без того дорогие товары.
«Инфляция для наименее обеспеченных по отдельным видам продуктов снизится, но мы-то уже другие и потребляем не только самый дешевый хлеб, но и, извините, колбасу или мясо с рыбой. А по ним наценки вырастут – надо же покрывать недополученную прибыль по другим видам товаров. Даже школьник понимает, что темпы инфляции не только не снизятся, но даже возможно, вырастут», - говорится в комментарии канала.