Москва
3 января ‘25
Пятница

Экономисты представили правильную трактовку «индекса бигмака»

Знаменитый «индекс бигмака» выставил российский рубль, как самую недооцененную в мире валюту, однако на самом деле всё обстоит намного проще.

Дело в том, что гамбургеры в России производить дешевле, чем в США. Поэтому они и стоят здесь в разы дешевле, пояснил в интервью порталу iReactor экономист Дмитрий Голубовский.

Ранее издание The Economist рассчитало «индекс бигмака». Данные свидетельствуют, что в США бигмак от «Макдональдс» стоит $5,81 (444 рубля). В России он стоит $1,77. Разница свидетельствует о том, что рубль недооценен на 70%. Это значит, что доллар в России должен стоить 23,24 рубля.

Дмитрий Голубовский с такими выводами не согласен. По его словам, «индекс бигмака» не отражает реальную ситуацию с валютами. Скорее, он показывает, что «Россия – хорошая страна для производства гамбургеров». Точно так же можно сделать вывод, что Япония (или Китай) лучше подходят для производства электроники. Там эти товары тоже довольно дешево обходятся потребителям. В других странах дешевле автомобили, из-за чего машину себе могут позволить студенты. «Если здесь так дешево стоят гамбургеры, значит, такая у нас, может быть, специализация в международном разделении труда», — предположил Голубовский.

Его коллега, экономист Василий Колташов представил другую точку зрения. Он заявил, что рубль на самом деле довольно сильно ослаблен. Минфин и ЦБ на фоне напряженной международной ситуации пока никак не могут обеспечить достаточно крепкий рубль. Однако в трактовке смысла «индекса бигмака» действительно есть неточности.

Индекс показателен и справедлив, если на него «правильно посмотреть», не так, как это делают американские коллеги. С валютами ситуация диаметрально противоположная. Это не рубль недооценен, а переоценен доллар. Хотя рубль остается ослабленным. Причин тому много. Главная – стрессовая международная обстановка. Для России и ее экономики создана внешняя угроза. Именно из-за нее рубль в последнее время падал даже на фоне растущей в цене нефти, пояснил Колташов.

Он подчеркнул, что доллару следовало бы в несколько раз упасть для восстановления равновесия. Тогда бы выровнялись и цены. В том числе на бургеры. То же касается и других валют – евро, фунта стерлингов и так далее.

Доллар мог бы стоить в районе 23 рублей в случае его обвала и отказа центробанков от сверхнизких ставок. В Японии например, ключевая ставка сейчас ниже нуля. Американский доллар, в общем-то, склонен к падению. Но он обесценивается не по отношению к рублю, а по отношению к товарам.

«…Доллар уже слабеет в килограммах картошки, риса, тоннах стального проката, в баррелях нефти, в бушелях пшеницы», — заметил Колташов.

Дмитрий Голубовский о перспективе доллара за 23 рубля отнесся скептически. Он усомнился, что рубль можно укрепить хотя бы до 68 за доллар. Дело в том, что в балансе курсов валют есть не только внешнеэкономические факторы. Собственная экономика, внутренняя инфляция, промышленный потенциал не менее важны.

Как нельзя сваренные макароны высушить и отправить обратно в пачку, так же и с накопленной инфляцией – в ней заложены издержки производства, резюмировал Голубовский.

Полная версия