Прошедший митинг в центре Грозного и продолжающийся конфликт властей Чечни с семьей Янгулбаевых продемонстрировали некоторые особенности взаимоотношений регионов и Центра.
После того, как 2 февраля в Сети разошелся видеоролик, в котором депутат Госдумы Адам Делимханов угрожал подозреваемым в экстремизме братьям Янгулбаевым «отрезанием голов», ситуацию прокомментировали в Кремле. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что высказываниями Делимханова должна заниматься думская комиссия по этике. Песков также добавил, что у президента Владимира Путина нет планов встречаться с Рамзаном Кадыровым. Вечером того же дня в Грозном состоялся 400-тысячный митинг, участники которого были возмущены деятельностью Янгулбаевых.
Утром следующего дня, 3 февраля, глава Чечни Рамзан Кадыров прибыл в Москву для встречи с первыми лицами государства. В коротком видеообращении в четверг Кадыров сообщил своим читателям в Telegram, что глава государства поддержал чеченский народ в борьбе с экстремистами и террористами.
Политолог Борис Кагарлицкий в интервью порталу Накануне.RU заявил, что обозначенная история продемонстрировала особое отношение Кремля к некоторым регионам.
В ряде субъектов, как можно предположить сложилась своя система ценностей и свои законы. Сначала в Татарстане единороссы проголосовали против лишения главы республики звания «президент». А теперь единоросс Делимханов делает весьма сомнительное заявление, а Центр этим не возмущен.
Ситуация в Татарстане продемонстрировала последствия того, что функционеров «Единой России» подбирают губернаторы и аппарат. Ставки, насколько можно судить, делаются на «удобных» людей. Прежде всего, для себя.
Стоит обратить внимание на то, как со сменой губернатора часто меняют и руководство ЕР в регионе. Хотя со сменой технических губернаторов особых перемен в их окружении не происходит.
В национальных автономиях, где губернатор с его командой представляет реальную силу, свои особенности. Там самостоятельность местных элит намного выше. Так получается отчасти из-за того, что многие люди в первую очередь ориентируются на своего непосредственного начальника, а не на президента и центральную власть в целом. Этот феномен является важным фактором сплоченности и роста самостоятельности руководств части субъектов.
Впрочем, ярко выраженной разнородности во влиянии регионов пока не видно. Однако нельзя не констатировать, что «между регионами и Центром напряжение очень большое и постоянно нарастающее», заметил Кагарлицкий. Центр снимает напряженность путем назначения своих ставленников, полностью от него зависящих.
В автономиях обстановка иная. Это заметно по Чечне. Отсюда напрашивается вывод, что в национальных республиках есть особенности, которых нет, например в Брянской или Орловской областях. Но проблема, рождающая напряженность разных степеней имеет одни корни. И если контроль Центра будет ослабевать ситуация изменится. «Естественно, в этом случае губернаторы потащат за собой региональную "Единую Россию"», - подытожил Кагарлицкий.