Мастер снова на коне: какой получилась «Аллея кошмаров» дель Торо
В российский прокат вышла картина мексиканского режиссера Гильермо дель Торо «Аллея кошмаров».
Фильм снят в стиле нуар. Триллер, драма, криминал, - именно в такой пропорции от меньшего к большему, как говорят зрители, выдержаны жанровые краски картины.
Гильермо дель Торо известен любовью к причудливым монстрам, зачастую в своих произведениях давая зрителю обмануться в догадках, где прячется зло – за исковерканными чертами чудищ, или за ухоженными миловидными людьми, кто редко когда на первый же взгляд производит отторгающее впечатление. Таким был его «Лабиринт фавна» и существенно более поздний «Форма воды», хотя последние картины дель Торо российский зритель воспринял довольно холодно. Вероятно, из-за «оскаровской повстки» излишнего внимания к меньшинствам и явным попыткам найти главного «монстра» в белых гетеросексуальных мужчинах в противовес довольно странным намекам на межвидовые отношения.
Строго говоря, в новой экранизации одноименного романа Уильяма Линдсэя Грешама (впервые «Аллею кошмаров» сняли в 1947 году) вектор поиска сохранился. Однако в данном случае он смотрится органично и более чем уместно, потому как явно нет задачи намеками или напрямую навязать зрителю политически мотивированные «хорошие и правильные альтернативы».
Картина повествует о предприимчивом карьеристе Стэне Карлайле (Брэдли Купер), который начинает работать в бродячем цирке, знакомясь с подноготной карнавальной веселой жизни на публику. Стэн находит для себя тему спиритических сеансов и пытается строить сольную, отдельно от труппы карьеру, пускаясь во все тяжкие обмана доверчивых граждан. Впрочем, карьера такого рода, построенная на лжи и жадности, редко кому приносит счастье, а вот морального разложения – сколько угодно. Собственно, это и есть главная нить картины.
Актерский состав, как отмечает главред отдела культуры ТАСС Тамара Холодова, подобран довольно удачно, хотя Купер в предложенном амплуа слегка не подходит роли по возрасту. Зато остальные герои Уильяма Дефо, Кейт Бланшетт, Рона Перлмана и Руни Мары в повествование вписались как нельзя лучше, добавив сверхмрачной в целом картине какой-то ламповой узнаваемости и теплоты знакомых большинству зрителей лиц.
Многие зрители отдельно хвалят операторскую работу Дана Лаустсена, хотя по словам Холодовой, есть в картинке некоторая холодная отстраненность, которая «мешает эмоционально вложиться в историю персонажей».
Однако обозреватель The Guardian Бенджамин Ли нашел «Аллею Кошмаров» самым красивым фильмом дель Торо на сегодняшний день. Картинка, стиль и кастинг, по мнению обозревателя, - выше всяких похвал. Впрочем, сравнительно с этим слегка проигрывает сценарий, явно не рассчитанный на 2,5 часа хронометража.
Критик Питер Дебруж из издания Variety пишет, что в очередной раз самыми страшными монстрами дель Торо представил людей. Причем детально показал, как постепенно происходит превращение. Сравнительно с фильмом 1947 года новое прочтение известного сюжета смотрится живее и интереснее. Единственное, что слегка коробит и даже рушит атмосферу – это чересчур подробные сцены жестокости, резюмировал Дебруж.