Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

05:26
Москва
18 декабря ‘24, Среда

Частная космонавтика на зарплату жены: почему в отрасли нет инвесторов

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

В России часто говорят о развитии космонавтики не только в рамках «Роскосмоса», но и в свободном рыночном плавании. Однако на практике вывести частные компании на уровень SpaceX не так просто.

Некоторые зачатки частной космонавтики в стране есть. В основном это небольшие предприятия, занимающиеся конструированием и сборкой спутников. О том, с какими трудностями они сталкиваются в планах развития в соцсетях подискутировали проектный менеджер фонда «Сколково», инвестор, управляющий партнер венчурного фонда Orbita Capital Евгений Кузнецов, бывший специалист космического кластера фонда «Сколково», позже руководитель аналитического отдела ЦНИИМаш Дмитрий Пайсон.

Дискуссия развернулась вокруг выхода компании «Спутникс» из состава резидентов Фонда «Сколково». Компания занимается высокотехнологичными спутниковыми компонентами, технологиями для малых космических аппаратов, сервисами на их основе. Иван Косенков назвал это событие примером успеха, в основе которого был вклад Фонда. Компания через гранты получила около 33 млн рублей, участвовала во многих крупных выставках, чем заработала себе некоторую известность. «Конечно же, самую большую роль в успехе «СПУТНИКС» сыграла сама команда компании, а наша работа только в какой-то степени помогала им. Злые языки говорят о «Спутникс», что компания – типичный пример «ошибки выжившего», на невозможном для развития и выживания, токсичном российском космическом рынке», - отметил Косенков.

В России подобных примеров немного. Можно по пальцам одной руки посчитать компании, которые доказали, что могут создать свой спутник и продолжают работать на рынке. Среди них новосибирская «ОКБ5».

В «Сколково» в свое время были только 2 спутниковые компании, из которых одна выжила, а другая («Даурия Аэроспейс») – нет. На спутникостроительном рынке России есть еще компания «Барл». На этом список заканчивается.

Представленная статистика говорит о том, что для получения на выходе в период на 10-15 лет десятков успешных компаний нужно, чтобы на входе были сотни претендентов, которых попросту нет.

Существует программа Space Pi Ивана Бортника, в которую вовлекаются подрядчики вроде той же «Спутникс» и Geoscan Aero (конструирует дроны). Такая кооперация перспективна, но на рост до уровня конкурента «Роскосмосу» ей потребуется не одно десятилетие.

Одной из ключевых проблем в становлении будущих частных гигантов является сложность в поиске инвесторов. На российском рынке их найти сложно, поэтому, например, «Спутникс» присматривается к зарубежным партнерам. Впрочем, российские госкорпорации такое поведение не всегда приветствуют, и в будущем частная компания в этой связи может столкнуться с препятствиями в сотрудничестве с государством на отечественном рынке.

За границей есть примеры успешных IPO, причем солидные инвестиции привлекали стартапы, которые не были в состоянии создать ни одного работающего спутника. Так, компания Momentus на пике капитализации оценивалась в миллиард долларов, а через пару месяцев после IPO столкнулась с падением стоимости акций на 60% относительно стоимости первичного размещения.

Проблема таких стартапов в том, что они представляют собой высокорискованные продукты для инвестиций, и мало кто готов рискнуть большими деньгами ради абстрактного блага науки.

Иван Косенков отметил, что несомненным плюсом успеха «Спутникса», и «Даурии» стало появление поколения специалистов, которые обучены выживать в рыночных условиях.

Космонавт-испытатель, в прошлом руководитель космического кластера фонда «Сколково» Сергей Жуков, комментируя эти размышления, заметил, что важную роль в становлении «Спутникса» сыграли не только деньги «Сколково», но и фонда Бортника, который тоже выделил компании многомиллионные гранты. Фонд НТИ в рамках дорожной карты «Аэронет» профинансировал компанию на 240 млн рублей. «Так что надежных опекающих рук было немало», - заметил Жуков.

Дмитрий Пайсон акцентировал внимание на проблеме поиска инвесторов, которые не спешат вкладываться в венчурные проекты , реализуемые малыми, но высокотехнологичными предприятиями. Инвесторам нужен план прибыли и развития предприятия, анна коротких временных отрезках что-либо предсказывать очень сложно. Бывают случаи, когда компании завышают свои показатели и «рисуют» радужные перспективы, вводя инвесторов в заблуждение.

«Там, где стремительный взлет не обещают, однако и достоверность обещаемого выше. Здесь гуляют пенсионные фонды и, скажем осторожно, окологосударственные игроки, но этот угол непопулярен у евангелистов, а соответственно — не пропагандируется широко в кругах молодых и стремящихся», - написал Пайсон.

Евгений Кузнецов на этот счет констатировал, что венчурные инвесторы стараются вкладываться в те рынки, которые растут экспоненциально. Если же рынок не растет, вряд ли отдельные игроки смогут его перепрыгнуть. Применительно к космосу растущие рынки представляют крупные проекты, глобальные констелляции, системы их доставки на орбиту, уборка мусора, добыча минералов. Здесь экспонента заложена в механику программ. Российские же стартапы ориентированы в основном на существующий рынок, в который рост не встроен. В такой обстановке инвесторам приходится ориентироваться на долгосрочные перспективы. Инвесторам, ориентированным на скорую прибыль, это не интересно.

Остаются негосударственные пенсионные фонды или олигархи, которые могут позволить себе потратить несколько миллиардов, не ожидая взамен моментальной прибыли. Относительно государственных грантов, они в основном выдаются под рост и предполагают требование к венчурам идти в НИОКР.

По мнению Ивана Косенкова, малые компании, которые не привлекают инвесторов перспективами кратного роста, вряд ли смогут обеспечить этот рост без государственных денег и госзаказов. В противном случае остается надеяться на богатых меценатов.

За дискуссией о развитии частных космических компаний следил автор сайта и блога о космосе «Zelenyikot». Он подвел краткие итоги беседы: «Пресловутый «русский Илон Маск» появится тогда, когда в российские частные космические компании начнут вкладывать «скучающие» миллиардеры и/или государство <…>, а инвесторы увидят гарантии сохранности и роста своих вложений. До наступления этого светлого времени все отечественные «ИлонМаски» будут вынуждены штурмовать космос с зарплаты жены или каких-то иных некосмических доходов».

Реклама