Блицриг с QR-кодизацией России провалился
Вице-премьер Татьяна Голикова объявила о решении отложить рассмотрение законопроекта о QR-кодах в общественных местах во втором чтении.
Она заявила, что принятый в первом чтении законопроект готовился в качестве меры реагирования против распространения штамма «Дельта», а в настоящее время по миру распространяется «Омикрон».
«Сейчас будут новые вызовы, поэтому правительство совместно с партией «Единая Россия» в условиях высокой неопределенности развития эпидемиологической ситуации выработало совместное решение о целесообразности отложить рассмотрение законопроекта во втором чтении», – заявила Татьяна Голикова (видеообращение публикует ТГ-канал правительства РФ).
Она уточнила, что с 1 февраля граждане по-прежнему смогут использовать отрицательный ПЦР-тест для посещения общественных мест. Минздрав будет устанавливать сроки действия сертификата в отношении граждан, имеющих медицинские противопоказания к вакцинации. Военные и приравненные к ним лица смогут получить сертификаты о вакцинации с соблюдением дополнительных мер по защите информации.
Секретарь Генерального совета партии «Единая Россия» Андрей Турчак тоже высказался о законопроекте как об устаревшем документе, который не отвечает сегодняшним эпидемическим реалиям.
«Но сам документ и поправки к нему готовились в условиях четвертой волны коронавируса, связанной с распространением штамма «дельта». На сегодняшний день мы видим, что происходит во всем мире», - сказал Турчак.
Он подчеркнул, что сейчас все усилия должны быть сконцентрированы на помощи гражданам, особенно пенсионерам и многодетным семьям. В этой связи «Единая Россия» решила отложить рассмотрение законопроекта.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин после высказывания Голиковой в своем блоге, как передает Накануне.RU, сообщил: «Законопроект о QR-кодах будет снят с рассмотрения. <…> Законопроект требует доработки, хочу сказать слова благодарности представителям Правительства, что они понимают это».
Победа гражданского общества
Экс-депутат Госдумы Вячеслав Лысаков в Telegram назвал отказ от рассмотрения резонансного законопроекта серьезной победой общественности, которая была в основном против.
«Голикова может вертеть любыми цифрами, но это наша общая победа, победа гражданского общества, всех, кто активно выступал, писал Володину, писал президенту и далее по всем инстанциям - Госдума, Совет Федерации и даже дедушка Мороз. И конечно, без всякого сомнения, нам помог Казахстан. А это значит, что Власть, наконец, начинает понимать, что с огнём играть опасно. И это правильно», - заключил Лысаков.
Грубое давление не прошло
Канал «Scriptorium» политолога Дмитрия Михайличенко и экономиста Александра Баврина отмечает, что есть несколько причин отказа от непопулярного законопроекта.
«Система осознала, что линейное и грубое давление фармакратии на изнеможенный социум негативно влияет на рейтинг доверия властям, что, на фоне геополитической конфронтации с США, чревато мультипликацией антирейтингов», - указали авторы канала.
Михайличенко и Баврин предположили, что до президента Владимира Путина дошла информация о перегибах антиковидной политики. Случилось это еще в декабре, когда глава государства как будто бы стал более скептически относиться к практике QR-кодов.
Отказ от форсированной QR-кодизации модно расценивать как победу гражданского общества. «Единства трактовок здесь не будет, но выступающие против QR-кодов силовики не будут препятствовать распространению именно этой версии», - продолжили авторы канала.
«Scriptorium» указывает, что в объяснении об ином характере угрозы «Омикрона» есть своя логика. Но происходящее говорит об отсутствии стратегического видения ситуации во власти, потому как совсем недавно министр здравоохранения Михаил Мурашко говорил о необходимости всем привыкать к QR-кодам.
Блицкриг с повсеместным введением QR-кодов провалился. Его сторонники вынуждены признать свое поражение, и «аппаратно такие вещи не забываются».
«Система, учитывая ее рейтинги доверия, в любом случае будет усиливать контроль государства над обществом. Сейчас этот процесс идет, скорее, по логике полицейского государства, а не по логике цифрового контроля. Технологически – это не взаимоисключающие процессы, но вопрос в том, кто будет рулить процессом. После утраты влияния системных либералов, нерв внутрисистемных противостояний смещается в сторону «полемики» технократов и силовиков», - резюмировали Михайличенко и Баврин.