Несмотря на усилия государства по ликвидации рынка контрафактного алкоголя, уровень его потребления в России остается на «опасно высоком уровне».
Такого мнения придерживаются сотрудники центра потребительского рынка Московской школы управления «Сколково». Они провели исследование, в результате которого выяснилось, что объем нелегальной продукции в 2021 году составил 26–35% от всего объема потребляемого в стране алкоголя.
При том, как сообщает РБК, эксперты не приводят цифр по количеству выпитого россиянами в уходящем году.
В 2020 году на одного гражданина приходилось 7,6 литра выпитого (считается в чистом спирте). Годом ранее показатель был несколько оптимистичнее - 7,4 литра. 45,3% потребляемого алкоголя приходится на крепкие напитки, 40% - на пиво, остальное – вина, слабоалкогольные коктейли и прочее.
Эксперты «Сколково» отмечают, что в период пандемийных ограничений люди стали опасаться мест массового скопления, торговых центров, крупных магазинов. Они предпочитают совершать покупки в небольших торговых точках шаговой доступности.
Как раз в таких точках алкоголь иногда могут продавать «из-под полы». Продукты эти соответствующего качества. В легальной рознице контрафакт практически отсутствует, поскольку работает система маркировки и поштучного учета товаров ЕГАИС.
Доходы населения падают, а легальная продукция дорожает. С теневым сегментом она конкурировать не может.
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз подтвердил, что основным фактором, удерживающим потребление контрафактного алкоголя на высоком уровне является разрыв между зарплатами и стоимостью качественной легальной продукции.
Дробиз отметил, что до 2010 года «левый» алкоголь мог производиться на легальных заводах. По качеству это был тот же продукт. Антиалкогольная кампания эти лазейки прикрыла, и теперь весь контрафакт производится кустарно.
Есть еще один момент, который статистически сложно учесть, - самогоноварение. В последнее время, когда качественная продукция стоит дорого, а в регионах периодически сообщают о трагедиях вследствие отравлений метиловым спиртом, граждане стали интересоваться покупкой самогонных аппаратов. Анализ рынка показывает рост выручки компаний, продающих самогонные аппараты, на 7,4% в 2020 году.
Спрос на покупку алкоголя удаленно тоже растет. Согласно подсчетам сервиса «Яндекс Wordstat» в 2020 году запросы «доставка спиртного» в поисковик внесли 107 тысяч раз. В 2021 году их число увеличилось до 134 тысяч.