В России назрел ремонт железных дорог на неподъемную сумму
Не только автомобильные дороги в России планируется привести в нормативное состояние в ближайшие годы. Большой ремонт требуется железнодорожным путям.
В РЖД по поручению президента разработали программу приведения путей в нормативное состояние, рассчитанную до 2030 года. Ее параметры еще предстоит уточнить, однако ориентировочная стоимость предполагаемых работ составила 6,5 трлн рублей. Об этом пишет «КоммерсантЪ» и тактично замечает, что источники финансирования в таких объемах «неочевидны».
Рассматривается вариант с надбавкой на капремонт в размере 7-8% со всех грузоперевозок. Грузоотправителям дополнительные траты в период кризиса будут некстати. По ним же ударит сама по себе программа ремонта. В ОАО РЖД прогнозируют невывоз до 275 млн тонн грузов из-за проведения масштабного ремонта путей.
Предварительная программа ремонта путей включает в себя мероприятия по обновлению железных дорог и инженерных сооружений. Обновлению также подлежит парк путевой техники, вагонов спецназначения.
До 2030 года планируется отремонтировать около 91,5 тысячи км путей. Из почти 6,5 трлн рублей 3,03 трлн предлагается направить на ремонт путей, 2,5 трлн – на реконструкцию искусственных сооружений и земляного полотна, 570 млрд – на вагоны и электровозы.
С повышением надбавок на капремонт до 7% РЖД сможет выручать более 100 млрд рублей в год. Но и этого не хватит, чтобы оказать существенную финансовую поддержку намеченному проекту.
Анонимный собеседник «Ъ», являющийся крупным клиентом-грузоотправителем РЖД, посетовал, что не понимает, куда ушли собираемые деньги с действующих надбавок на капремонт. По его словам, сборы с грузоотправителей просто «поражают воображение».
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров назвал планы ремонта путей на сумму более 6 трлн рублей утопичными. Он констатировал, что краткосрочная программа на 2022-2024 годы выглядит реалистично. Но далее расходы растут многократно.
Еще один аргумент в пользу серьезного пересмотра программы – неучтенное снижение пропускной способности путей во время ремонта. Особенно это касается Восточного полигона.
В заключение Бурмистров отметил, что в нынешнем виде программу трудно назвать даже отправной точкой для дискуссии о реконструкции железных дорог.