Президент России Владимир Путин в объяснении денежно-кредитной политики Центробанка сослался на валютный кризис в Турции.
В ходе Большой пресс-конференции глава государства предупредил, что если регулятор будет держать неоправданно низкую ключевую ставку, «у нас может быть как в Турции». Путин выразил удовлетворенность политикой ЦБ и подчеркнул, что в вопросе ключевой ставки, несмотря на негодование бизнеса, выбрана золотая середина, когда удается сдерживать инфляцию и минимизировать издержки от дорогих денег для экономики.
Как в Турции?
Турция столкнулась с падением национальной валюты примерно на 50% за год. Сейчас правительство Тайипа Эрдогана пытается отрегулировать политику низких ставок и дешевую лиру, поскольку это выгодно для экспорта.
Непосредственно для ориентированных на экспорт компаний ситуация складывается неплохо. Для власти, в плане выполнения социальных обязательств, - тоже.
«Однако многие отрасли несут большую часть издержек тоже в иностранной валюте», - пояснил аналитик, профессор ВШЭ Евгений Коган.
С падением лиры сильно дорожают удобрения, семена, пестициды, необходимые в местном производстве. Мировая инфляция разгоняет рост цен на энергию, упаковку и транспортировку. Ожидается, что затраты на рабочую силу в отрасли вырастут, поскольку правительство Турции намерено повысить минимальную заработную плату, чтобы не отставать от уровня инфляции в 21% .
Проблемы есть у всех, но одни решают их в дорогом лимузине
Экономист Никита Кричевский, рассуждая о ссылке Владимира Путина на Турцию, напомнил, что в первом квартале 2021 года рост ВВП Турции составил 7,0%, во втором - 21,7%, в третьем - 7,4%. По итогам года рост турецкого ВВП может достичь 9%. В России же ожидается всего 4,5%.
В сравнении можно сделать поправку на эффект низкой базы, но она сомнительна, поскольку он наблюдается не только у Турции.
Девальвация лиры привела к росту совокупного объема турецкого экспорта в октябре на 20,1% (в сравнении с октябрем 2020 года). Импорт вырос на 12,8%. С января по октябрь 2021 года турецкий экспорт достиг $181,7 млрд (рост на 33,9%), импорт – $215,5 млрд (рост на 22,5%). Внешнеторговый дефицит Турции незначительно снижается. У России цифры получше, но и экономика больше, заметил Кричевский.
С другой стороны, Турция почти полностью обеспечивает себя продовольствием и ширпотребом, экспортирует не сырье, а продукцию с высокой добавленной стоимостью.
«Хотим ли мы, как в Турции? Нет, не хотим», - резюмировал эксперт, но добавил, что финансово-экономическую политику в России можно вести получше.