В России растет количество жалоб граждан на нарушения прав. Например, права на качественную медицинскую помощь.
В 2021 году уполномоченному по правам человека поступило более 55 тысяч жалоб. Это на 11 тысяч больше, чем годом ранее. О том, на что сетуют граждане, в интервью «Парламентской газете» рассказала омбудсмен Татьяна Москалькова.
По ее словам, второй год пандемии не стал легче первого. В аппарате уполномоченного сумели адаптироваться к условиям высокой нагрузки и значительно повысить эффективность рассмотрения жалоб. В результате институт уполномоченного по правам человека стал одним из ключевых элементов поддержки граждан. Личные приемы осуществляются в новых форматах: видеосвязь, через социальные сети.
В 2020 году было принято более 10 тысяч звонков от граждан, а за 11 месяцев 2021-го – более 14 тысяч. Не все звонки удается принять. В месяц их поступает около 5 тысяч. Мощностей для обработки всех жалоб пока не хватает.
Количество жалоб, связанных с охраной здоровья, за год увеличилось в два раза. Граждане сообщают о ненадлежащем качестве медицины, о проблемах с доступностью медпомощи и планового лечения.
Наименее защищенными традиционно являются инвалиды, пожилые люди и многодетные семьи. Пандемия обрушила на них массу проблем, связанных с финансами, медобслуживанием, трудоустройством.
«В целом распространение COVID-19 неизбежно отразилось на всём спектре прав, даже сформировалось такое понятие, как «ковидные» права», - сказала Москалькова. Поясняя суть упомянутого термина, она отметила, что в сложной обстановке, когда каждый день гибнут тысячи, интересы общества должны быть превыше индивидуальных интересов.
Рассуждая о законопроектах о QR-кодах, которые планирует рассмотреть Госдума, омбудсмен подчеркнула, что каждый гражданин вправе сам решать, вакцинироваться ли ему, или нет. Однако при отказе человеку следует смириться с ограничениями, как следствием принятого решения.
Важно сохранять уважительное отношение к людям, независимо от их позиции. Заставлять кого-то вакцинироваться нельзя, и «нужно с уважением относиться к внутреннему миру человека».
«При этом и антипрививочники должны относиться с уважением к позиции тех людей, которые идут на прививку не только ради себя, но чтобы оградить от возможности заражения этим страшным заболеванием большее количество людей», - продолжила Москалькова, выразив надежду, что в ходе принятия законов о QR-кодах удастся сохранить баланс интересов общества и государства.
Во время пандемии обострилась проблема конфликтов граждан с работодателями. Катализатором стали правила перевода сотрудников на удаленку, вакцинации и отстранения от работы. Многие конфликты здесь связаны с недобросовестностью отдельных работодателей. Помочь людям в дальнейшем сможет расширение компетенций государственной инспекции труда.
Много жалоб поступает на систему ЖКХ. Острыми остаются проблемы выселений людей из единственного жилья, обеспечения жильем детей-сирот.
Подводя итоги работу аппарата уполномоченного по правам человека, Москалькова сообщила, что с начала 2021 года помощь получили более 1,5 млн граждан. А если брать точкой отсчета 2016 год, заботу ощутили примерно 3 млн россиян.
По мере расширения масштабов работы, растет и популярность института, поступает больше обращений. «Люди нам верят и надеются на нашу помощь», - подытожила Москалькова.