Москва
21 ноября ‘24
Четверг

Гращенков: «СССР навсегда остался в Беловежской пуще»

В среду исполнилось 30 лет с момента подписания «Беловежского соглашения», закрепившего распад СССР.

Документ о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) был подписан 8 декабря 1991 года высшими руководителями России, Белоруссии и Украины.

В приближении к круглой дате в России многие политики заговорили об СССР с нотками ностальгии. Например, председатель Госдумы Вячеслав Володин в своем Telegram-канале назвал распад СССР трагедией, в результате которой многое, что строилось, создавалось и защищалось на протяжении десятилетий, стало рушиться.

4 декабря лидер «Партии Роста», бизнес-омбудсмен Борис Титов в беседе с «Коммерсантом» заявил, что Россия сейчас находится в шаге от возвращения от СССР, констатировав, что в стране осталось совсем немного сторонников той демократии, которая пришла на смену Союзу. Впрочем, он отметил, что «вернуть ситуацию будет сложно».

За океаном в памятные дни декабря тоже стали вспоминать СССР и говорить о возможности его возвращения. Замгоссекретаря Виктория Нуланд во время слушаний в комитете по иностранным делам Палаты представителей конгресса США, которые проходили на фоне переговоров Владимира Путина и Джо Байдена, заявила, будто российский лидер намерен войти в историю, воссоздав СССР.

«Есть опасения считать, что он в качестве проекта своего наследия стремится воссоздать Советский Союз, а затем, кто знает, будет ли его аппетит удовлетворен съеденным или он решит пойти дальше?» — сказала Нуланд, выразив опасения, что воссоздание СССР может начаться с присоединения Украины.

В одну реку нельзя войти дважды

Политолог, президент Центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков обратил внимание на возобновление дискуссий о причинах распада Советского Союза, когда одни доказывают, что это было вызвано объективными причинами, крахом социалистической модели хозяйствования, а другие говорят о предательстве элит. В то же время нельзя не признать факт, что распад происходил на фоне пустых полок в магазинах, забастовок, недовольства населения и армии, беспомощности власти, отметил политолог.

Гращенков поделился мнением, что содержательная сторона СНГ в значительной степени так и осталась на бумаге, не ограничив центробежные силы. «Серьезные барьеры для интеграции создало и вступление поодиночке в ВТО, хотя если бы СНГ вступало как единое пространство, условия были бы иными», - пояснил эксперт в Telegram.

Присоединение Крыма можно расценить как начало кампании по «собирательству земель советских» Владимиром Путиным. Продолжением этой тенденции стали продвижения в налаживании интеграционных процессов по линии ЕАЭС и ОДКБ, договоренности с Белоруссией о Союзном Государстве.

«Да и сама система управления РФ в последние годы все больше занята распределением ресурсов, что напоминает советские подходы, с поправкой на цифровизацию», - продолжил Гращенков и добавил, что в политической системе России также сформировалась партия, – «номенклатурная наследница КПСС».

Пандемия коронавируса и кризис толкают Россию к распределительной экономике с равенством большинства в не слишком большом достатке. Это можно условно назвать социализмом. Но человеческое лицо ему не пойдет, скорее «звериный оскал», посетовал Гращенков и заключил, что цифровой коммунизм и «тот самый ламповый Союз», - это два разных явления. «Тот СССР все же навсегда остался в Беловежской пуще декабря 1991 года», - подытожил Гращенков.

Полная версия