Инвестиции в гособлигации считаются одними из самых надежных, но и в этом правиле бывают неприятные исключения.
В пятницу, 19 ноября Московская биржа приостановила торги всеми облигациями Роснано из-за невозможности компании платить по долгам. Корпорация на 100% принадлежит государству. В тот же день ее руководство опубликовало сообщение, в котором говорится о «непропорциональном долге» и необходимости скорректировать текущую финансовую модель.
Представитель Мосбиржи в беседе с РБК сообщил, что с 22 ноября торги по ценным бумагам Роснано будут возобновлены. Он уточнил, что пятничная приостановка случилась из-за предписания Центробанка. Теперь на бирже ждут пояснений от Роснано насчет планов по дальнейшему обслуживанию долга.
Журналисты РБК опросили несколько экспертов о вероятных сценариях развития событий. Одни полагают, что в конечном итоге компания придет к дефолту, а другие все еще надеются, что государство не даст «упасть» одному из наиболее раскрученных проектов, связанному с инновациями.
Инновации и сырьевая экономика не совместимы
Аналитик, блогер, профессиональный инвестор Олесь Филоненко ситуацию с облигациями Роснано назвал «квазидефолтом государства». Он счел весьма вероятным, что вскоре компания будет признана банкротом. Платить по долгам корпорации нечем, самостоятельно она вряд ли найдет варианты заработать, а государству в период кризиса наверняка не захочется вкладываться в проект с сомнительными перспективами.
Филоненко посетовал, что механизм выпуска гособлигаций, завлечения в них инвесторов, рискует увенчаться еще одним этапом: банкротством и отказом платить по долгам.
«До сих пор российские госкомпании ни разу не объявляли дефолта по своим обязательствам, вера инвесторов в господдержку Роснано и в этот раз заставляет экспертов считать такой вариант развития событий маловероятным. Однако по итогам 2020 года«Роснано показало убыток в 52,9 млрд рублей. Согласно консолидированной отчетности по МСФО, стоимость активов за год упала более чем вдвое: со 137 до 69 млрд рублей», - написал Филоненко в своем блоге.
Он отметил, что если банкротство Роснано все же случится, это будет воспринято, как банкротство всей управленческой системы. Дело в том, что нельзя развивать наукоемкие производства в стране, где для того не создано условий и экономических предпосылок. Экономика России по-прежнему ориентируется на то, чтобы достать что-то из земли и продать это. В сырьевой экономике Сколково и Роснано выглядят, как чужеродные организмы, и могут существовать до тех пор, пока государство выделяет на них деньги, поделился впечатлениями эксперт. Сами по себе они глубоко убыточны, а их разработки вряд ли могут претендовать на хороший спрос.
Из разработок Роснано Филоненко припомнил планшетный компьютер, представленный Анатолием Чубайсом президенту Владимиру Путину. Планшет предлагалось распространить в школах вместо учебников. Легкий и вандалоустойчивый планшет основан на технологии «некремниевой электроники». Его цена составила 12 тысяч рублей. По мнению Филоненко, планшет в лучшем случае был бы хорош для того, чтобы повеселить китайских промышленников.
«В итоге не появилось ни планшета, не осталось и денег», - резюмировал эксперт и напомнил о некоторых других крупных проектах, вроде «Ё-мобиля», которые были хороши разве что разговорами о них.
В заключение Филоненко спрогнозировал, что вслед за Роснано проблемы могут начаться и у других госкомпаний. Он подытожил: «В условиях, когда сужается кормовая поляна, всякая ерунда, поделки придуманные, чтобы пускать пыль в глаза, умирают первыми».
Совет инвесторам: не суетиться
Инвестбанкир, аналитик Евгений Коган, комментируя ситуацию с Роснано, рекомендовал инвесторам не поддаваться панике. «Мое мнение – ничего трагичного не произойдет. Так что «сливать» бумаги и пытаться выскочить из истории по любой цене я бы точно не стал», - написал Коган в Telegram. Он также предостерег от попыток поспекулировать на ситуации.
На долговой рынок история с Роснано повлияет негативно. Теперь инвесторы будут более осторожно относиться к госкомпаниям. «Скорее всего, размещения для тех могут стать теперь немного дороже. И на долгий срок привлечь деньги будет несколько сложнее. Происшедшее – это реально очень большой скандал, тем не менее, никакой катастрофы для рынка или событий, по своим масштабам сравнимых с ситуацией вокруг Evergrande, с высокой долей вероятности не будет», - подытожил Евгений Коган.