Набиуллина ответила острый вопрос Делягина по инфляции
Глава Центробанка Эльвира Набиуллина выступила в Госдуме с отчетом по ситуации с инфляцией и ответила на несколько злободневных вопросов.
Она выразила обеспокоенность ускорением продовольственной инфляции, которая уже достигла двузначных значений. Инфляцию нужно как можно скорее замедлить, иначе могут пострадать самые незащищенные группы населения.
Пока прогнозы по инфляции на конец года неутешительные – в районе 7,4–7,9%. Поэтому для борьбы с негативным трендом необходимо ужесточение денежно-кредитной политики (ДКП).
После доклада Набиуллиной задали несколько вопросов. Экономист, депутат от «Справедливой России – За правду» Михаил Делягин поинтересовался, почему ЦБ ужесточает ДКП в условиях денежного голода.
«Почему Банк России системно игнорирует принципиальную разницу между ситуациями с избытком денежной массы и с ее недостатком. Сейчас в России денежный голод, недомонетизация экономики, а ЦБ ужесточает политику, как будто инфляция вызвана избытком денежной массы, а не произволом монополий и не ростом издержек. Извините, но сегодня политика ЦБ напоминает лечение дистрофика средством от ожирения», - сказал Делягин. Он напомнил, что ранее Эльвира Набиуллина сама говорила, что антиинфляционные меры нехорошо сказываются на благосостоянии населения. «Чем вы можете объяснить применение финансовой политики к заведомо несоответствующей ей ситуации?», - спросил Делягин.
Набиуллина в ответ заверила, что ЦБ не проводит политику искусственного ограничения денег в стране. «Мы управляем инфляцией, процентной ставкой для того, чтобы экономика имела соответствующие ресурсы. Кстати, монетизация экономики растет не из-за того что вы напечатали ничем не обеспеченные деньги и раздали их по низким ставкам. От этого монетизация не растет», - заметила глава ЦБ.
По словам Набиуллиной, монетизация экономики растет в условиях низкой инфляции и готовности банков кредитовать предпринимателей. Банк России заинтересован в том, чтобы кредиты были доступными. Однако нельзя искусственно обеспечивать низкие ставки кредитования для предприятий, тогда как платить за это придется населению «через покупку по высоким ценам продуктов питания».
«При снижении инфляции, при ее стабильности растет доля долгосрочных кредитов. Кредитные ставки по долгосрочным кредитам становятся более доступными. Мы видим это на примере ипотеки. Поэтому факты говорят о другом», - заключила Эльвира Набиуллина.
Не менее острый вопрос был задан депутатом Валерием Гартунгом. Он указал на мнение, что причина избыточного роста инфляции в монополизации экономики и неправильной налоговой политике. Гартунг посетовал, что у ЦБ пока не получается обуздать инфляцию, и поинтересовался, не нужны ли регулятору дополнительные полномочия.
Эльвира Набиуллина на это констатировала, что ДКП – это «мощный инструмент, который может привести инфляцию к цели». В пример она привела 2015 год, когда инфляция подскочила до 17%. ЦБ резко повысил ключевую ставку, и уже к концу 2016 года инфляция приблизилась к 4%. До кризисного 2020 года показатель держался около этой цифры.
Набиуллина подчеркнула, что сейчас нет нужды резко повышать ставку. «Мы и ставку повышаем постепенно. Потому что конечно можно представить, что мы повысим ставку сейчас очень сильно. Это отразится на экономике, на кредитовании. Но здесь всегда баланс рисков, и мы его оцениваем. Что касается монополизации. Уровень монополизации влияет на инфляцию», - продолжила глава ЦБ и заключила, что вопросами ограничения монополий должно заниматься правительство.