Призрак дефицита снова бродит по рынку топлива. ФАС принимает меры
В ноябре оптовые цены зимнего дизтоплива растут угрожающими темпами, а на Дальнем Востоке, где пока недостаточно НПЗ для самообеспечения топливом, возник дефицит.
С нехваткой топлива также сталкиваются жители Сибири. Портал Накануне.RU уточняет, что представители бизнеса увязывают ситуацию в Сибири и ДФО с закрытием независимых АЗС. На них приходится около 60% всего рынка. Сейчас такие АЗС стали банкротиться или сокращать ассортимент из-за диспаритета цен или отсутствия средств покупать топливо с запасом.
В результате водители вынуждены заправляться у крупных компаний. Но проблема в том, что в некоторых регионах у нефтяных гигантов всего по 5-10 заправочных станций, на которых стали скапливаться большие очереди.
Меры от ФАС
Федеральная антимонопольная служба уже обеспокоилась ситуацией на топливном рынке и разработала предложения по стабилизации цен. В первую очередь ведомство обратило внимание на зимнее дизтопливо, посоветовав нарастить его продажи на бирже с 7,5% до 10%. Повышение норматива продажи топлива на внутреннем рынке призвано создать запас прочности на время повышенного спроса. Об этом сообщает агентство «Прайм» со ссылкой на пресс-службу ФАС.
На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже зимние сорта дизтоплива достигли рекордных значений, поэтому ведомство стало анализировать рекомендации нефтяников, как исправить ситуацию. Помимо увеличения продаж выработан целый комплекс мер. «Они касаются увеличения объема продаж на бирже, сокращения суррогата, оптимизации перевозки топлива», — пояснили в ФАС.
Демпфирующий механизм предлагается скорректировать: оставить индексацию условной цены дизтоплива в 2022 году на уровне 5%. По действующим правилам, с 2022 года она должна снизиться до 3%.
С 20% до 10% рекомендуется снизить диапазон невозврата нефтяникам средств по демпферу, когда оптовые цены на внутреннем рынке выше условных в формуле демпфера.
В рамках борьбы с суррогатами, ФАС рекомендовала ФНС, Росстандарту и самим нефтяникам организовать дополнительные проверки для пресечения производства и реализации некачественного дизтоплива. К таковому, например, относится соляра, производимая с добавлением авиакеросина. Необходимо пресечь деятельность недобросовестных компаний, подчеркнули в ФАС и добавили, что данная мера поможет перепроверить данные и сведения о начислении акциза на дизельное топливо.