Переговоры президентов Турции и России Тайипа Эрдогана и Владимира Путина в Сочи обещают быть непростыми.
Накануне встречи, запланированной на 29 сентября, Эрдоган с трибуны ООН обозначил позицию Турции по Крыму и думским выборам на территории полуострова, которую категорически не приняли в Кремле. Затем турецкий лидер обозначил проблему в Сирии, которая, по его словам, требует пересмотра политики России по отношению к этой ближневосточной стране.
О том, что переговоры будут сложными в своем блоге написал политолог Сергей Марков. В подкрепление своего тезиса он указал на публичное непризнание Турцией «аннексии» Крыма, на внезапное сообщение от Россельхознадзора, который нашел вредные вещества в томатах и фруктах из Турции, а также на озабоченность Эрдогана сирийскими войсками, которые якобы стали представлять для безопасности Турции угрозу.
Что не нравится Эрдогану в Сирии
23 сентября Тайип Эрдоган заявил, что на переговорах с Владимиром Путиным могут быть приняты «важные решения». В частности, по вопросам мирного урегулирования в Сирии и конкретно в провинции Идлиб. «Обсудим не только Идлиб, но и ситуацию в Сирии в целом – к чему мы пришли, и как двигаться дальше», - сказал Эрдоган (цитирует iReactor со ссылкой на турецкую газету Hurriyet).
В пятницу Эрдоган пояснил, что Турция ожидает иного подхода от России по Сирии. «Сирийский режим фактически создает угрозу на наших границах. Ожидаю от России как от дружественной страны солидарности и иного подхода по Сирии», - передает слова Эрдогана ТАСС.
Повестка Эрдогана – продвигать свои интересы?
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в своем Telegram сформулировал ответ на актуальный сейчас вопрос «С чем Эрдоган едет в Сочи?».
Он выразил уверенность, что турецкий президент будет продвигать интересы Турции, выдавая «собственные придумки за истину в последней инстанции». «Короче говоря, станет журналистам голову морочить. А они будут морочить голову публике», - продолжил Сатановский.
Он не исключил, что в разговоре прозвучат жалобы на президента Сирии Башара Асада. В Идлибе у Турции обстановка сложная. Местные боевики остаются не под контролем, а сирийская армия их терпеть не собирается.
Соглашение 2020 года по Идлибу, заключенное с Россией выполнять затруднительно, хотя есть вероятность, что Анкара и не хочет его выполнять. Как на самом деле здесь всё обстоит, судить сложно, поскольку разобраться в намерениях турецкого руководства на основе его заявлений не представляется возможным.
«Не случайно же он в Нью-Йорке, в ООН, на весь мир Россию в аннексии Крыма обвинил и выборы там в Госдуму объявил нелегитимными. Ну и, понятно, проложился этим в своих будущих отношениях с США», - отметил эксперт.
Вероятны и другие темы, как например по курдам и газу. Экспансия Турции на постсоветском пространстве, начиная с Азербайджана, тоже заслуживала бы беседы, как и ситуация в Афганистане.
В заключение Сатановский предложил еще одну повестку – съемки турецкого телесериала «Шамиль» (имам Шамиль). Эксперт спрогнозировал, что наверняка история там буде представлена в пользу Турции, «как опоры героических горцев Кавказа». Россию же изобразят «вероломным захватчиком». С точки зрения политики Турции на постсоветском пространстве, такая подача вполне будет соответствовать идеологии экспансии Турции. Это мягкая сила, которую в Москве могут и не распознать. А если сериал получится красочным, его наверняка покажет и российское телевидение, посетовал Сатановский.
Помидорная и сериальная дипломатия
В то время, как неофициально в экспертной среде ходят шутки о «помидорной дипломатии», основанные на странных совпадениях, когда в отношениях России и Турции по вине последней возникают недоразумения, в турецких овощах или фруктах тоже вдруг возникают паразиты или другие нежелательные «примеси», Анкара в своей политике действует более разносторонне.
На это обратил внимание специалист по Турции Иван Стародубцев. В пример он привел будущий сериал «Шамиль».
«Тема Кавказа вызывает у турок, в принципе, большой интерес. А тут ещё состоялось «большое возвращение» Турции на Кавказ, после её совместной победы с Азербайджаном в Нагорном Карабахе. Не будем забывать сюда же, что «сериальная дипломатия» - это важная составляющая турецкой мягкой силы», - пояснил Стародубцев в Telegram.
Он напомнил, что турецкие сериалы пользуются в мире большой популярностью, поэтому их экспорт в бывшие республики СССР – это не только прибыльный бизнес, но и возможность оказать влияние на умонастроения.
Стародубцев тоже полагает, что образ России в картине будет нелицеприятным. И здесь внимания заслуживает не само по себе турецкое видение Кавказской войны, а разворот «сериальной политики» Турции.
«До сих пор, ключевыми врагами в турецких фильмах и сериалах были англосаксы и, в целом, западные оккупанты времен Войны за независимость.
Тема России обходилась по касательной, невзирая на многочисленные русско-турецкие войны, будучи в тени Войны за независимость. Где Россия, как ни крути, туркам помогла», - объяснил Стародубцев. Теперь же турецкий кинематограф может сменить «время касательных на время перпендикуляров».