Трагедия в Перми: как отследить душевное здоровье детей
В российских школах нужно лучше организовать работу психологов, чтобы в будущем повысить шансы избежать трагедий, подобных той, что случилась в Пермском государственном университете.
Напавший на учебное заведение молодой человек, как можно судить из его обращения, опубликованного им в соцсети, давно страдал психическими заболеваниями. Однако это не помешало ему получить лицензию на оружие и обзавестись ружьем.
По мнению журналистки, публициста Марины Ахмедовой, на поведение и эмоциональное состояние Тимура Б. давно следовало обратить внимание школьным психологам. Злоумышленник зам описал, как страдал от звона в ушах и страдал навязчивыми идеями причинить кому-либо боль.
«Остыв от эмоций, можно перечитать послание еще раз и увидеть, что человек, скорее всего, был психически болен, а звон в ушах и наблюдение себя со стороны – это признаки болезни, которые продолжались годами», - написала Ахмедова в Telegram.
Она констатировала, что трагедию, как и ее виновника в информационном пространстве будут обсуждать максимум два дня. Нынешние реалии СМИ таковы, что новостной поток слишком быстро бежит вперед, поэтому расчеты очередного стрелка прославиться вряд ли сбудутся.
«И пока у нас есть еще два дня, то есть пока нам с вами еще интересен этот вопрос, есть маленький шанс продуктивно поговорить о школьных психологах. Какую функцию выполнял психолог в той школе, где учился Бекманусуров? Каковы были его профессиональные качества? Где он получал диплом? По какой причине был принят на работу? Какую функцию в школах вообще выполняют психологи? Кто им выдает разрешение на работу с детьми? Чем они заняты, если мы имеем уже не один такой случай стрельбы? Насколько компетентны школьные психологи, если они раз за разом упускают такие отчаянно яркие состояния, длящиеся годами? Родители часто жалуются на то, что психологи больше заняты ими – родителями – а не детьми», - продолжила Ахмедова.
Она поделилась мнением, что школьные психологи с учетом бумажной нагрузки на них превращаются в службу по налаживанию коммуникации между родителями и школьной администрацией. При этом переживания детей остаются вне зоны внимания.
«Бекманусурова могла бы остановить качественная медицинская помощь. Его мог бы остановить профессионализм взрослых, которые получают зарплату за то, что занимаются душевным здоровьем детей», - подчеркнула Ахмедова, выразив уверенность, что при своевременно уделенном проблеме внимании трагедии можно было избежать. Необходимо менять систему работы службу психологической помощи в школах, подытожила Ахмедова.
Аналогичного мнения придерживается глава Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев. В беседе с ТАСС он призвал повышать квалификацию школьных психологов для предотвращения трагедий. Информация о потенциальном агрессивном поведении в школе должна препятствовать «легальному получению такими людьми оружия», резюмировал Фадеев.