Чинопочитание и подхалимаж, которые стали важнее правды, по-прежнему остаются присущими российскому чиновничеству качествами.
О них писали Гоголь и Салтыков-Щедрин, а с развитием технологий коммуникации подобные проявления стало возможным наблюдать воочию едва ли не ежедневно. На это указал политконсультант, востоковед Игорь Димитриев, комментируя высказывание директрисы школы, где учится ученик, поправивший ошибку президента Владимира Путина, назвавшего Северную войну Семилетней.
Директриса назвала это наглостью и неумением общаться с людьми занимающими положение в обществе, хотя и добавила, что ученик в школе на хорошем счету и показывает успехи в учебе. В Кремле с такой оценкой не согласились. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков выразил надежду, что ребенок не подвергнется критике. «Мы убеждены, что никто ребенка не отчислит, тем более такого ребенка талантливого и такого знающего. Никакая это не наглость», — сказал Дмитрий Песков (цитирует iReactor).
По мнению Игоря Димитриева, школьник Никанор Толстых невольно открыл один из пороков системы управления и отрицательного отбора кадров. «В этом вся суть российского чиновничества, описанная ещё Гоголем и Салтыковым-Щедриным: чинопочитание, глупость, безынициативность, неспособность к развитию. Уверен, так было всегда - и в Российской империи, и в Советском Союзе, и конечно сейчас в Российской Федерации. Но сейчас, благодаря развитию средств коммуникации, это стало особенно очевидно и вредно», - написал Димитриев в Telegram.
Он поделился впечатлением, что в России за последние 30 лет образовалась бюрократическая прослойка, которая стала подменять национальные интересы своими корпоративными. Эта прослойка есть практически во всех сферах: образование, здравоохранение, оборона, правоохранение и многое другое.
В каждом ведомстве как будто сложилась система подчинения и взаимоотношений на основе лояльности, где внутренний распорядок важнее всего. В результате система работает со сбоями. Например, глава государства издал распоряжение об упрощенной системе получения гражданства. «Но на уровне ведомства оно годами не получает хода. Ввели электронную подачу? Но ксерокопию все равно принеси. Растет стопка необходимых бумажек, подписей, согласований. С каждым годом во всех сферах растет админ аппарат, а нагрузка на реально работающих повышается», - посетовал эксперт.
Повышение зарплат учителей – та же история, когда могут сократить штат и распределить нагрузку на оставшихся, чтобы отчитаться о росте доходов педагогов.
Есть бюрократические корпоративные интересы, которые стоят выше общества и даже государства. «Это такой социальный организм корпоративно-чиновничий. С каждым годом он растет, растет, пожирает подконтрольные социальные сферы. И жестко перетряхнуть его страшно, потому что реально на нем десятки лет держалась государственность», - продолжил Димитриев.
Развитие цифровых технологий позволяет видеть пороки бюрократической прослойки. Причем сейчас ее вполне могут заменить программы, искусственный интеллект, которому чужд вирус слепого чинопочитания. Поэтому в системе управления цифровые технологии выгодно отличаются от живых сотрудников, обремененных слабостями.
«Ведь оказалось, что алгоритмы справляются с такой работой намного лучше. Приложение Яндекс-Go например лучше работает, чем зал тёток с телефонами в каждом таксопарке. Цифра легко заменит их. Нужно только за тем следить, чтоб эта цифра принадлежала не одной коммерческой конторе с зарубежными инвестициями, а обществу», - заключил Игорь Димитриев.