Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Проект «Русь-Украина» может стать серьезной опасностью для России – эксперт

Начавшиеся на Украине разговоры о переименовании страны в «Русь-Украину» нельзя недооценивать и полагать популистской пустышкой, вброшенной ради смеха.

Об этом пишет журналист, историк, депутат Мосгордумы Андрей Медведев. Он прокомментировал известие о том, что пресс-секретарь делегации Киева в контактной группе по Донбассу и советник главы офиса президента Украины Алексей Арестович предложил сменить название Украины, добавив к нему «Русь». «Надо у них (у России) отобрать бренд «русских» в конце концов... Русь — это мы… русы, русины», - сказал Арестович в интервью журналисту Роману Цимбалюку. Советник Зеленского подчеркнул, что Украина – это и есть настоящая Русь, а Россия лишь с большой натяжкой может претеновать на это историческое наследие.

На уровне российского МИДа высказывание Арестовича высмеяли. Официальный представитель внешнеполитического ведомства РФ Мария Захарова посоветовала свой вариант нового названия Украины – «Укрусь».

Под внешней глупостью серьезный проект?

По мнению Андрея Медведева, шутить над озвученной на Украине инициативой не следует.

– Рассуждения про Украину-Русь это классическое, очень давнее идеологическое обоснование украинского/малороссийского сепаратизма. Причем проект этот еще австро-венгерский. Сформулировал идею не кто-то, а Михаил Грушевский. И работа «История Украины-Руси» была издана во Львове, в 1898 году. Во Львове, который был тогда центром «украинского» проекта Габсбургов. Венский двор поддерживал малороссийский сепаратизм, потому что итоговая цель была – создать буферное государство между Российской империей и Европой, – пояснил Медведев в Telegram.

Он отметил, что идея Грушевского противопоставлять Владимиро-Суздальскую землю и Галицко-Волынскую, продвигать теорию, будто Поднепровье заселяет, по сути, отдельный народ, а жители Северо-Восточной Руси это потомки финно-угров, к славянам не имеющие отношения, с исторической точки зрения не выдерживает никакой критики. Это идеологический проект, не имеющий ничего общего с наукой.

Возможно, советник Зеленского хотел показать, что тоже читал Грушевского.

– А если он озвучил контур перезагрузки украинского проекта, то все куда хуже. Если украинский проект переформатировать из националистической антироссии, в Русь Грушевского, то это серьёзный вызов. То есть мы не против России. Мы – другая Россия. Исконная. Более правильная. Более европейская. И это первый шаг, – продолжил Медведев и в заключение предупредил, что при таком сценарии может появиться проект «Правильная западная Россия», в который попытаются втянуть уже российские регионы. Например, рассказывая жителям западных областей РФ, что они – настоящие русские, в отличие от тех, кто восточнее.

– Так что глупые смешки про Укрусь. Никчемные. Потому что, это попытка создать ложный «русский проект», ибо украинский совсем убог, – резюмировал Медведев.

С претензией на свою русскость

Политконсультант Игорь Димитриев разделил опасения о начале нового масштабного проекта на Украине. Он указал на высказывания американского специалиста по СНГ, бывшего сотрудника ЦРУ Пола Гобла, который в одном интервью сказал: «Самый большой страх господина Путина – это появление еще одной страны, где основным языком будет русский. Он не может примириться с мыслью, что где-то может быть страна, где говорят на русском, но это не часть России».

Гобл назвал идею «большого русского брата» слабым местом России. Когда на Украине стали притеснять русскоязычных, только в нескольких областях был протест, попытки отстоять историческую правду и идентичность. Но без всесторонней поддержки и «большого брата», протестующие оказались не способны к эффективному протесту, разбиты и разочарованы.

– Следующим этапом, по словам американского аналитика, должно стать создание региональных русских идентичностей на базе единого культурного массива – «сибирцев», «казаков», «восточных». Не стоит считать историческим анекдотом создание новых этнополитических субъектов на базе субэтносов и региональных идентичностей. На украинском примере стоило бы уже понять, насколько сильны эти ребята (США) в подобных вопросах, – пояснил Димитриев.

Необходима русская самоидентификация?

Епископ Зеленоградский Савва (Тутунов) в своем Telegram-канале поддержал анализ слов Арестовича, предлагающий отнестись к ним со всей серьезностью.

– Мне вот тоже показалось, что выпад про Русь-Украину было вовсе не «хиханькой», а вполне себе угрозой с возможными дурными последствиями <…> Это лишний повод к тому, чтобы в России была усилена русская самоидентификация. Добавлю, что русская самоидентификация при понимании основной роли Православия для русского человека, независимо от его собственной религии. Это должно звучать из уст власть имущих, деятелей культуры, учёных, общественных деятелей. Со сцен театров, с экранов кино, со стен музеев. Без псевдо-патриотизма, тем более без барского патриотизма, а с подлинной любовью к Отечеству, которая, к слову сказать, невозможна без настоящей заботы о людях. А противоположный дискурс и рассматриваться-то должен как неприличный, – подытожил Епископ Савва.

Полная версия