Москва
1 ноября ‘24
Пятница

Как в России победить традицию покупки прав

В России ежегодно увеличивается количество желающих водит автомобиль, но отнюдь не все, кто получает права, как следует отучились в автошколах и сдали экзамены.

В соцсетях, Telegram, и Даркнете есть масса групп, где предлагается содействие в получении прав. «Контент каналов полностью состоит из прайс-листов на права и отзывов их «счастливых обладателей». Участники таких групп не боятся позировать со снимками удостоверения», - пишет iReactor.

Обучение в автошколе стоит 25-60 тысяч рублей. Но оно не гарантирует получение удостоверения. Зато готовые права порой предлагаются по цене 25-35 тысяч, и заказчик гарантированно получает право управлять автомобилем без лишних трудностей.

В последнее время распространены так называемые «зеркальные права», когда мошенники находят в других регионах водителя аналогичного возраста и делают поддельные права, меняя там фотографию.

Если обладатель таких прав получит крупный штраф или сядет пьяным за руль и собьет человека, правоохранители придут к владельцу настоящих прав, и тому придется доказывать, что ни в чем не виноват.

За изготовление и продажу поддельных документов предусмотрена уголовная ответственность. Но наказание довольно мягкое. Так за первый выявленный факт коррупции нарушитель может отделаться принудительными работами сроком до 2 лет. Езда по зеркальным правам наказывается штрафом в размере 80 тысяч рублей либо арестом на 0.5 года.

По словам автоэксперта Дмитрия Попова, зеркальные права сейчас постепенно уходят в прошлое. Однако они все еще популярны, поскольку штраф все равно выписывается не на водительское удостоверение, а на государственный регистрационный знак и собственника транспортного средства. И здесь тоже есть масса вариантов, как избежать штрафа. Например, не менее распространены зеркальные знаки, из-за чего людям приходят штрафы за чужие автомобили из других городов и регионов. Впрочем, граждане предпочитают разбираться в ситуации, нежели молча платить, ведь доказать невиновность достаточно просто, поскольку на камерах видно, если правила нарушает другой автомобиль. Таким образом, история с зеркальными правами и номерами работает до поры до времени. «Надо расковыривать эту историю и искать, кто продает, а главное вместе с кем. Что касается покупки прав, то ее в том виде, что она из себя представляла ранее, сейчас нет», — сказал эксперт.

По мнению Попова, в России нужно менять процедуру получения прав. Автошколы следует обязать учить лучше. Вследствие этого многие учреждения закроются, зато на дорогах станет безопаснее. Дело в том, что пока в стране существуют автошколы, которые только делаю вид, что чему-то учат, практика продажи прав никуда не исчезнет.

За сотрудниками ГИБДД тоже следует следить, чтобы у некоторых не возникало соблазна потворствовать коррупционным схемам. Если бы на экзаменах сотрудники всегда подходили к проверке претендентов на получение прав максимально строго и принципиально, то и у автошкол появился бы стимул работать качественнее. Как только экзамен станет честным, практика получения прав кардинально изменится в лучшую сторону.

«Автошкол сразу станет меньше, поскольку многие просто не умеют учить по-честному. Стоимость прав возрастет, но это будет обучение, а не покупка обучения, когда вы десять раз посидели в аудитории по часу и вам говорили неизвестно кто и неизвестно что», - продолжил Попов.

Автоэксперт Александр Моржаретто считает, что проблемой покупных прав нужно заняться как можно скорее, причем на уровне сотрудников специальных ведомств. Простым гражданам Моржаретто рекомендовал никогда не покупать права, потому как это может «выйти боком» даже спустя нескольколет.

Главный редактор журнала «Автоброкер Клуб» Виталий Архиреев выступил за организацию проверок автошкол и сотрудников ГИБДД. Он указал на опыт успешной борьбы с таким явлением, как взятки на дорогах и выразил уверенность, что добросовестный надзор поможет решить проблему. Архиреев подчеркнул, что «кошмарить» проверками нужно не только автошколы, но и рядовых сотрудников ГИБДД, особенно тех, кто отвечает за выдачу прав.

Депутат Госдумы Василий Власов акцентировал внимание на автошколах и видеорегистрации процесса сдачи экзаменов. Кроме того, будет не лишним создать базу данных всех получающих права

«Нужно взять под контроль все абсолютно автошколы, чтобы не было такого, что люди не ходят на занятия, а через месяц получают выписку об окончании», - подытожил Власов.

Полная версия