Российские пчеловоды жалуются на обильное использование в сельском хозяйстве химических удобрений и гербицидов, которые негативно сказываются на здоровье пчел.
Пчелы гибнут от химии, а пасечникам очень сложно доказать, что ущерб им нанесли действия конкретных агрофирм, использующих ядохимикаты в своем производстве.
Как сообщает «КП», недавно пчеловоды Кировской области направили президенту РФ Владимиру Путину письмо, где говорится, что печеловодческая отрасль буквально вымирает. Жалобы пчеловодов остаются без внимания, какого хотелось бы бизнесу, так как пчеловодство в России отделено от государства и никаким министерствам, ведомствам не принадлежит. «В каждом регионе идут потравы медоносных пчел пестицидами, и пчеловоды Кировской области тоже пострадали», - говорится в письме.
В беседе с «КП» вятский ученый, доктор биологических наук Виктор Чащухин подтвердил наличие проблемы с умерщвлением пчел ядохимикатами. Он отметил, что это происходит сейчас по всей стране. По словам Чащухина, примерно с 2015-2017 годов фермеры стали активно применять «заграничную химию», от которой порой гибнут не только вредители, но и осы, шмели, пчелы. Место этих насекомых занимают другие, которые могут быть опасны для окружающей среды и человека. Однако этот вопрос никто не изучает. Состав растений тоже меняется.
«Еще в том беда, что у нас не умеют применять яды. Не учитывают дозировку и направление ветра. Бывает, яды попадают в деревни прям людям на головы, у кур выпадают перья. Вот от этого безобразия ныне повальный мор пчел от Кавказа до Алтая и Дальнего Востока», - заявил Виктор Чащухин.
Он посетовал, что пчеловоды пока не могут объединиться в крупные организации, союзы, чтобы отстаивать свои интересы. Кто-то разоряется, и уходит из пчеловодства.
Что делать
По мнению Виктора Чащухина, для исправления ситуации нужно создавать систему предупреждения пчеловодов об использовании агрохимикатов. По-хорошему, распыление химии должно производиться ночью. Большинство современных используемых ядов разлагается за несколько часов. Поэтому на утро пчелы будут в безопасности.
Кто мог бы сейчас обязать фермеров считаться с интересами пасечников, не понятно. Ранее при Минсельхозе работал Госпчелопром, были колхозы и централизованное снабжение пасечников. В 1990-е годы эта система распалась, и на замену ей ничего не выстроено.
Текущее положение дел Чащухин охарактеризовал как «бардак» и указал на практику, когда мед у пасечников скупают перекупщики. Часто недобросовестные, которые даже крупным ритейлерам отправляют вместо меда сладкую патоку, куда лишь для вида и аромата добавляют немного натурального продукта.
Отличить фальсификат от настоящего меда довольно сложно, если в нем есть небольшая доля меда. Для этого нужны хорошо оборудованные лаборатории. Мед нужно проверять не только по количеству сахаров, но и по наличию биологических веществ, вырабатываемых из растений пчелами. При таком подходе, все нынешние сертификаты окажутся бессмысленными. В результате на прилавки попадает большое количество фальсификата, а настоящий мед стоит очень дорого и не может конкурировать с дешевыми суррогатами.