Кто снимает экономические сливки с катастрофы в Афганистане
С уходом США из Афганистана многие мировые политики заговорили о том, как помочь уставшим от войны афганцам, и кого к решению проблем в этой стране подпускать нельзя.
Накануне главы комитетов Европарламента по международным делам и развитию выпустили совместное заявление, в котором говорится, что Россия и Китай теперь заполнят политический вакуум в Афганистане. При этом в ЕП указали, что нужно призвать Пакистан, Иран и Индию сыграть конструктивную роль в Афганистане.
Главным выгодополучателем от смены власти в Афганистане сейчас чаще других называют Китай. Насколько верна эта версия, разобрался аналитик, инвестбанкир Евгений Коган.
В своем блоге он напомнил, что «Китай несколько раз пытался заходить в Афганистан с крупными проектами и каждый раз болезненно обжигался». Например, в 2007 году металлургическая корпорация Китая Jiangxi Copper получила контракт на разработку и эксплуатацию медного рудника в Мес Айнаке. В 2011 году корпорация China National Petroleum выиграла тендер на месторождение нефти в Амударье на севере.
Оба проекта не были реализованы. Предыдущее афганское правительство забрало концессию China National Petroleum Corp, а медный рудник в Мес Айнаке так и не был до конца разработан.
С инфраструктурными проектами похожая ситуация. Китай построил несколько дорог в Афганистане, но в основном эти работы финансировались международными организациями.
«Единственный сектор экономики Афганистана, который интересен Китаю прямо сейчас – это экспорт кедровых орехов. Еще в конце 2019 г. официальный Кабул заявлял, что экспорт орехов в Китай достигнет отметки в $2 млрд. Вряд ли даже такие серьезные политические изменения серьезно ударят по этой традиционной аграрной отрасли. Кедровые орехи кормят многих афганцев и, скорее всего, будут кормить и дальше», - констатировал Коган.
Индия и Пакистан сейчас готовятся к финансовым потерям. Индия в 2016 году вложила более $300 млн в строительство в Афганистане плотины индийско-афганской дружбы. Объект еще не достроен, но деньги, вероятно, исчезли вместе с прошлым правительством.
Пакистан с Афганистаном давно находятся в напряженных отношениях, и для Пакистана сейчас главная проблема – в угрозе нестабильности на границе, которая может перерасти в конфликты.
Назвать одну страну, которая очевидно и выигрывает с приходом новой власти в Кабуле, нельзя. «Можно попробовать предложить, что основным выгодоприобретателем от всей этой катавасии станет именно Пакистан. Впрочем, сегодня очень многое в мире меняется буквально на глазах», - подытожил Евгений Коган.
Ранее экс-посол РФ в Афганистане Михаил Конаровский считает, что изменение ситуации создает угрозы у границ России. Он выразил обеспокоенность по этому поводу, передает ФАН.