Крупный бизнес в лице главы Russia Forest Products (RFP) Константина Лашкевича предложил приватизировать часть лесного фонда России.
В беседе с РБК он ранее заверил, что такое решение повысит ответственность предпринимательского сообщества за сохранность леса и мотивирует лесовосстановление. Однако на этот счет есть и противоположные мнения, согласно которым, за 30 лет российский бизнес достаточно ясно продемонстрировал размах своей «ответственности», когда речь идет о купленном некогда государственном имуществе.
Лашкевич высказался об экспорте необработанной древесины в Китай, обосновав это необходимостью реализовывать низкосортную продукцию. Теоретически, данную древесину можно было бы продавать целлюлозным комбинатам. Но на Дальнем Востоке их нет, а если комбинаты строить с нуля, то предварительные расчеты показывают их нулевую доходность в перспективе. По мнению Лашкевича, куда лучше будет заниматься производством пеллет, которые наверняка будут востребованы в Японии. Производство же качественной древесины на текущих вырубках потребует 80-100 лет на ее выращивание.
Лашкевич подчеркнул, что приватизация земель позволит дешево страховать лес, закладывать его в банк, увеличивать стоимость на балансе за счет прироста и привлекать инвестиции, как это делает Новая Зеландия.
Издание Накануне.RU пишет, что пример Новой Зеландии – хороший. Эта страна при ее площадях сейчас успешно выращивает и продает древесину. Но там систему, когда частные компании достигли гармонии в вырубке и выращивании лесов, создавали с 80-х годов прошлого века. Вырубка природных лесов в Новой Зеландии запрещена. На момент начала реформ там сложилась развитая лесная промышленность частного сектора. Причем ее интересы совпали с государственными.
В России ситуация иная. Как отметил депутат Госдумы Николай Арефьев, в 90-е годы благодаря приватизации в РФ было уничтожено около 80 тысяч промышленных предприятий.
«Сейчас мы отдадим остальное и что? У нас частный собственник только берёт всё, забирает всё ценное, а остальное превращает в пустыню. Так было в промышленности, в сельском хозяйстве, так же будет и в случае приватизации лесной отрасли», - спрогнозировал парламентарий.
В подкрепление этого тезиса он напомнил, что большие территории страны и так уже отдали частникам. Теперь около 40 млн га пустуют. Собственники их не возделывают, а отобрать земли назад проблематично. С приватизацией леса дело закончится тем, что древесину вывезут в Китай, а на его месте останется пустыня, предупредил Николай Арефьев.
Он констатировал, что «лесу нужен хозяин», и в решении данной проблемы следует возродить институт лесников, вернуть лесхозы, привлечь сюда новые кадры. В противном случае бесхозяйственность дает свои безрадостные плоды в виде неконтролируемых вырубок и лесных пожаров. Сейчас Россия взяла курс на построение зеленой экономики, активно борется с выбросами углекислого газа. Но чего стоят эти усилия, если леса каждый год горят на огромных площадях, сказать сложно.
Китай, в свое время вырубивший у себя большую часть лесных массивов, сейчас вкладывает миллиарды юаней в искусственное лесоразведение. В 2012 году площадь искусственных посадок в КНР достигла 78,6 млн га. В настоящее время посадки леса в Китае несколько сократились, но работа в этом направлении там ведется постоянно. Этот процесс рассматривается как одно из направлений борьбы с бедностью: кто-то занят высаживанием деревьев, кто-то разведением животных и грибов в хозяйственных лесах.
В России тем временем продолжают настаивать на идее неэффективности государства как собственника. Но и других вариантов достичь эффективности пока не наблюдается.