Глава Счетной палаты России Алексей Кудрин раскритиковал действующую в стране модель экономики, констатировав, что она более не может обеспечивать желаемых показателей роста.
Это старая модель, которая себя изжила. «Экономика в общем не создает каких-то прорывных качеств, новых товаров», - сказал Кудрин в беседе с РБК. По его словам, темпы роста сейчас низкие. Чтобы их форсировать нужен переход к новому качеству экспорта, что даст увеличение роста «раз в десять». Еще одним фактором роста может стать наращивание внутренних инвестиций.
Описывая старую модель, Кудрин указал, что это «экономика спроса», ограниченная внутренним потреблением и подпитываемая нефтью. Но внешний рынок практически безграничен, когда страна может ему предложить уникальные, востребованные товары, которые хотят заполучить везде. В пример Кудрин привел продукцию Apple. «Мы должны что-то для мира создать. Тогда экономический рост теоретически может быть и 5%, и выше», - спрогнозировал глава СП.
Для обеспечения экономического роста в будущем Кудрин посоветовал инвестировать в человеческий капитал, в образование и здравоохранение, поддерживать предпринимательскую активность и конкуренцию.
Нелегкий выбор, как менять модель
Блогер, обозреватель Анатолий Несмиян по поводу высказываний Кудрина выразил удивление, поскольку долгое время сам Кудрин, на посту министра финансов выстраивал систему фондов, куда складировались сверхдоходы, лишь бы не пускать их на внутренние инвестиции. Такая политика «стерилизации» экономики обосновывалась стремлением избежать роста инфляции. Поэтому не будет преувеличением сказать, что именно Кудрин ответственен за изжившую сейчас себя модель экономики.
Куда важнее, что вопрос о будущем экономики в разрезе идеи кардинально менять модель, прозвучал на системном уровне. То есть, о будущем банкротстве модели экономики заговорили «не какие-то маргиналы, а представители нынешнего режима, причем весьма высокопоставленные».
Впрочем, одной констатации факта мало. Нужно переходить на принципиально новую модель. «А это уже не вопрос экономики, это вопрос политического решения и главное — нужно понимать, каковы следствия смены одной модели на другую», - продолжил Несмиян.
Проблема тут в том, что правящая знать является главным выгодополучателем текущей модели. Ее смена означает для многих уважаемых, успешных людей утрату позиций. Как финансовых, так и политических.
Качественное изменение экономики повлечет за собой трансформацию социальной системы. Для части общества, которая не сумеет приспособиться к изменившимся условиям, трансформация будет означать катастрофу. Доминирующим сейчас представителям социума придется подвинуться, чтобы уступить место более успешным и творческим бизнесменам и управленцам.
Банкротство бизнеса, являющегося опорой власти, будет означать ее утрату. Кудрин об этих моментах не говорит, но иного варианта смены модели нет. Она либо со временем окончательно обанкротится и рухнет, либо ее начнут планово и аккуратно менять.
Модель-банкрот может продолжить существование только за счет «прожирания инфраструктуры». Что-либо создавать она уже неспособна. «Поэтому либо проектная катастрофа, либо стихийная — но иного уже нет», - заключил обозреватель.