Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Что ждет рынок авто в России и мире: излом начнется с мощного скачка цен

Пандемия коронавируса запустила очень сложные процессы, которые в перспективе могут изменить мир до неузнаваемости.

Некоторые события, тенденции и решения, которые выглядят, как разрозненный набор явлений на отдалении выстраиваются в стройную политику, ведущую к вполне конкретным целям.

Одной из таких глобальных целей является декарбонизация, снижение вредных выбросов в атмосферу с переходом на «зеленую» энергетику. О соответствующих планах говорят в Европе, США, Китае. В России тоже в последнее время проблемам экологии уделяется самое пристальное внимание. Кроме того, не следует забывать, что страна является участницей Парижских соглашений. Один из ключевых пунктов зеленого проекта состоит в том, чтобы в ближайшие десятилетия максимально отказаться от таких энергоносителей как уголь, нефть и даже газ и перейти на возобновляемые источники энергии.

Такой курс предполагает, что вслед за угольными, мазутными тепло- и электростанциями рано или поздно речь зайдет об автомобилях с ДВС. Поэтому этот рынок в будущем наверняка ждут серьезные перемены.

Если с Евросоюзом тенденция понятна – там ожидается переход на электроавтомобили или водородные двигатели, то в России с подобными экспериментами сложно. Во-первых, из-за климата, когда зимой электрокары долго не «живут» (для которых еще нужна развитая сеть заправок). Во-вторых, низкие доходы граждан, которые вряд ли смогут поголовно позволить себе Tesla и другие аналоги.

Последние покупки перед скачком цен?

В 2021 году рынок новых авто в России оживился. Его текущее состояние сейчас сравнивают с допандемийным 2019 годом. По данным агентства «Auto-Dealer-СПб», дилеры фиксируют прирост сделок на 55% в сравнении с позапрошлым годом. Эксперт агентства Евгений Еськов заявил, что в июне объем продаж авто стал «не только самым высоким в этом году, но и вторым за последние семь лет» (цитата по АБН). Нынешний всплеск продаж уступает только показателям декабря 2020 года.

Примечательно, что продукция отечественного производителя Lada оказалась самой популярной среди водителей. Вероятно, это связано с пошатнувшемся благосостоянием граждан, которые в меньшей степени могут позволить себе автомобили зарубежных брендов.

Как заметил в беседе с «Невскими Новостями» автоэксперт Дмитрий Попов, с точки зрения инвестиций авто – не лучший вариант, если только машина не покупается для работы, пусть даже в такси. С одной стороны, можно исходить из принципа, что в кризис люди начинают заниматься частным извозом. Но более вероятно, что покупатели полагают: если не купить авто сейчас, потом может и вовсе не получиться. На рост продаж также могли повлиять соображения безопасности, так как в условиях пандемии передвигаться на личном автотранспорте безопаснее, чем в общественном.

Сколько продлится всплеск продаж, предсказать трудно. Но автопроизводители сейчас оказались в затруднительном положении именно в свете неопределенности прогнозов. Спрос подскочил, и к нему автопром был не готов в том смысле, что в кризис многие не готовы работать «на склад». Поэтому порой покупателям после оформления покупки приходится ждать автомобиль с завода. В ближайшей перспективе положение дел вряд ли изменится, поскольку в жизни рынка на первый план выходит еще один мощный фактор – подорожание металла.

Материалы по некоторым позициям подорожали в 2,5 — 3 раза, и теперь производители опасаются наращивать производство. Ведь неизвестно, сумеют ли они продать машины по новым ценам, отметил автоэксперт Вячеслав Субботин.

Пока что подорожание металла не сказалось пропорционально на ценах авто. Но важно понимать, что металл – основной компонент при сборке двигателя, коробки, кузова. Поэтому впереди ожидается существенное подорожание готовой продукции. «Еще мы пика не видели подорожания, мы его еще не прошли — он впереди», - предупредил Субботин. Эксперт спрогнозировал, что относительно сегодняшнего дня новые авто подорожают на 30-40%. «40 % — это очень серьезное подорожание», — заключил Вячеслав Субботин.

Вслед за первичным рынком могут вырасти в цене и подержанные авто. Здесь всё зависит от спроса. А спрос наверняка вырастет, если граждане массово начнут открывать для себя невозможность купить новую машину и станут обращать внимание на вторичку.

Как отмечают «Невские Новости», с такими прогнозами экспертов, уже к концу 2021 года стоимость самых ходовых марок, которые в настоящий момент стоят около 1,2 млн рублей, может достигнуть 2 млн.

Надежда на разбегающиеся авто с ДВС из Европы

Если прогноз о почти двукратном подорожании автомобилей в России в сочетании с падающими доходами населения станет реальностью, надеждой сбить цены станет как раз «зеленый» европейский проект.

Автоэксперт Алексей Хресин в беседе с iReactor рассказал, что когда Европа откажется от бензинового транспорта, «весь вал машин пойдет в Африку, Азию и к нам». «Так что цены у нас на вторичке рухнут», - заявил Хресин.

Однако, по его словам, рассчитывать на такую благодать в скором времени точно не приходится. Массовой замены привычных автомобилей на экологичный транспорт в ЕС наверняка не случится до 2035 года. Хресин заключил, что электромобили - тупиковая ветвь развития, и у России свой путь - водородные и газовые варианты. «Водород — единственная реальная экологически чистая технология», — резюмировал эксперт.

Впрочем, «водородные варианты» в отечественном исполнении - скорее дело отдаленной перспективы. И поскольку весьма существенное подорожание авто эту перспективу явно обгоняет, промежуточным «вариантом» рискует стать гужевая повозка или велосипед.

Полная версия