На Кубе второй день идут массовые протесты недовольных политикой президента Мигеля Диас-Канеля.
Поводом для недовольства стала вспышка заболеваемости коронавирусом и обострение на этом фоне экономических проблем.
На острове возникли перебои с продуктами и медикаментами. Протестующие сначала требовали принять более решительные меры в борьбе с пандемией, организовать поставки большего количества вакцин, но очень скоро они подхватили антикоммунистические лозунги.
Из-за небывалого за последние 30 лет накала протестной активности президент решил обратиться к своим сторонникам с просьбой тоже выходить на улицы, чтобы показать недовольным наличие в стране альтернативных мнений.
Портал Накануне.RU со ссылкой на материалы Reuters пишет, что за два дня полиция задержала несколько десятков человек. Таковы подсчеты правозащитных организаций.
Власти Кубы обвиняют в подстрекательстве к беспорядкам США. В Штатах обвинения отвергают, но заявляют о решительной поддержке протестующих и просят, чтобы кубинские правоохранители не применяли силу к протестующим. Президент США Джо Байден ранее заявил, что Вашингтон «твёрдо поддерживает народ Кубы».
Дух революции выветрился?
Политолог Борис Кагарлицкий по поводу последний событий на «Острове свободы» заметил, что недовольство местного населения назревало давно. В последние годы власть делала робкие попытки реформ, но явно колебалась между желанием что-то поменять и страхом перед переменами.
«Ни четкой стратегии обновления, ни ясного понимания, как сохранять себя в меняющихся условиях у руководства страны не было. По мере ухода со сцены старшего поколения, режим утрачивал легитимность, связанную с революцией 1959 года, риторика становилась всё более пустой, а новые лица, не имевшие отношения к героическому прошлому, вызывали всё меньше доверия», - написал Кагарлицкий в Telegram.
После победы революции Куба не изолировалась от мира, в отличие от Северной Кореи. Но остров был вынужден постоянно жить в условиях блокады. С распадом Советского Союза республике пришлось справляться со всеми трудностями самостоятельно. Куба стала развивать туристический бизнес, укреплять связи с соседними странами Латинской Америки и налаживать отношения с Европой, чему мешали США.
Система власти между тем оставалась неизменной, хотя Куба выгодно отличалась на фоне других стран Латинской Америки продвинутой системой здравоохранения, отсутствием трущоб и голода.
Однако со временем этого стало недостаточно, и вера людей в правящую Коммунистическую партию стала иссякать. С уходом Фиделя и Рауля Кастро на новое поколение руководства возлагали большие надежды на перемены. Но по факту власти особо нечего предложить народу, кроме революционной риторики, которая органично звучала из уст братьев Кастро, которая никак не подходит чиновникам, родившимся десятилетия спустя после штурма казарм Монкада и партизанских боев в горах Сьерра-Маэстра.
Кагарлицкий отметил, что проблемы Кубы стали беспокоить народ еще при жизни Фиделя, а Раулю повезло в том плане, что президент США Барак Обама начал сворачивать блокаду. Однако при Дональде Трампе США стали возвращать ограничения.
Мигель Диас-Канель в отсутствие харизмы и авторитета своих предшественников начал свое правление с рыночных реформ, которые только усилили неравенство и не принесли видимого роста благосостояния всего народа. Потом случился провал денежной реформы, призванной объединить национальные и конвертируемые песо, создать единую, полноценную национальную валюту. Однако вышло наоборот: частные лица и предприятия начали массово бежать от непрочной национальной валюты, уходя в доллары.
Пандемия коронавируса ударила по туристическому сектору, а перспективы успешных реформ в тяжелых условиях растворились в тумане неопределенности. В результате, терпению народа приходит конец. И если у предыдущих лидеров была способность договориться, убедить массы сохранить завоевания революции, то Мигель Диас-Канель такими качествами не обладает. Вызвать доверие и энтузиазм у нищающего населения он не сможет. «И если попытается разрешить кризис с помощью чисто полицейских методов, последствия будут катастрофическими», - подытожил Кагарлицкий.