В Росстате впервые посчитали долю нефтегазового сектора в российском ВВП.
Вопреки распространенному мнению, будто страна живет с продажи углеводородов, цифра оказалась весьма скромной. По итогам 2020 года доля сектора в ВВП составила 15,2%. Годом ранее этот показатель был на уровне 19,2%.
Об этом пишет РБК со ссылкой на заявление замначальника отдела произведенного ВВП Управления национальных счетов Росстата Павла Максимова. Отмечается, что несмотря на значимость нефтегазового сектора, Росстат сейчас впервые провел экспериментальный расчет его вклада в ВВП. В денежном выражении отрасль ответственна за добавленную стоимость в размере 16,3 трлн рублей за прошлый год.
Как считали
Росстат в своем исследовании принял во внимание предприятия, занимающиеся добычей сырой нефти, природного газа, производством продукции их переработки, транспортировкой и продажей. Плюс предприятия, осуществляющие вспомогательную деятельность.
Долю в экономике посчитали путем деления суммы валовой добавленной стоимости сектора и налогов на продукты отрасли на размер ВВП. Основная часть налогов пришлась на экспортные пошлины на энергоресурсы. Валовую добавленную стоимость рассчитали как разность выпуска предприятий и их промежуточного потребления.
Расчеты верные, но можно уточнить
Экономист «ВТБ Капитала» Александр Исаков прокомментировал выводы Росстата. Он сообщил, что оценка в целом сходится с мнением экспертов. Динамика вклада в ВВП согласуется с реалиями и явно зависит от цен на нефть и спроса на мировом рынке.
Однако методику можно еще усовершенствовать. По мнению Исакова, вклад отрасли в ВВП несколько больше. Здесь нужно оценить расширенный вклад. Например, с учетом добавленной стоимости, создаваемой сектором: от производства оборудования до сектора образования, дающего студентам соответствующих специальностей работу и навыки.
Профессор РЭШ Олег Шибанов согласился, что в расчеты можно включить какие-то дополнительные составляющие. Но и в нынешнем виде исследование выглядит вполне достоверно. Первичная работа явно проведена аккуратно, резюмировал эксперт и констатировал, что интуитивно многим россиянам казалось, будто доля нефтегазового сектора в экономике должна составлять 50-60%, но на поверку экономика оказалась куда более развитой, чем отдельная отрасль.
С идеей о разрушении мифа о зависимости России от экспорта нефти и газа солидарен обозреватель, политолог Марат Баширов. «Запишите эту цифру - полное разрушение мифа о том, что Россия сидит на нефтяной игле», - подытожил он.