Москва
22 ноября ‘24
Пятница

На ФНБ стали засматриваться с ножами и вилками в руках

В России в последние дни стали звучать предложения, куда можно потратить часть средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Минстрой рекомендует направить 150 млрд рублей из фонда на обустройство ливневых канализаций на фоне недавних ливней в Москве и на юге, выявивших проблему по этой части. У Минпромторга аппетиты больше. В министерстве сверстали план на 1,6 трлн рублей из ФНБ, плюс 245 млрд из бюджета – на возрождение авиастроения.

Идеи начать тратить средства ФНБ в интервью порталу Накануне.RU прокомментировал идеи приступить к тратам из ФНБ. Проект возрождения авиастроения он назвал утопическим.

Дело в том, что предварительно было бы неплохо посчитать, сколько потребуется создать рабочих мест, какие потребуются промышленные мощности дополнительно. Так, одно рабочее место в высокотехнологичной отрасли стоит примерно $5 млн. «А сколько нужно будет рабочих мест создать? Одну тысячу? Пять тысяч? Умножьте – и получите сумму, необходимую для того, чтобы просто создать рабочие места», - отметил Кричевский. Если брать за $5 млн на тысячу человек – получается около 375 млрд рублей. И это минимум, если касаться одного предприятия, сборочного производства. А если учитывать производство комплектующих, оборудования для этого, то цифры придется умножать на 10.

Без подобных рассуждений идею куда-то направить деньги на восстановление того, что почти разрушено, похожи «на банальный распил», поделился впечатлениями Кричевский.

Он подчеркнул, что сумма в 1,8 трлн явно занижена в сравнении с тем, что требуется. Дело в том, что в России нужно налаживать производство изделий для гражданского авиастроения из алюминия или из титана. Производства оборудования тоже нет. Поэтому без кооперации с иностранными государствами тут не обойтись. Согласятся ли иностранцы на такое сотрудничество в условиях санкций? – Большой вопрос. Наверняка придется делать свое. Как – непонятно.

В подкрепление скептического отношения к задумке Минпромторга Кричевский привел в пример разработку «Суперджета», где более 70% комплектующих – иностранные. С МС-21 ситуация похожая. С серийным запуском самолета возникли трудности как раз из-за недостатка комплектующих вследствие санкций.

По ливневкам тоже всё выглядит странно. «Как только запустили эту идею о том, что часть средств ФНБ можно будет потратить на внутренние проекты – тут же выстроилась очередь», – посетовал экономист. Заниматься ими должны региональные, муниципальные власти за счет местных бюджетов. Тут начинать следовало бы с ответственности тех, кто закатал ливневки в асфальт и заложил плиткой, если такие факты вскроются в результате соответствующих проверок.

«То есть мы сначала их утрамбовали, закатали в асфальт, а теперь предлагаем за государственные деньги их обратно восстанавливать», - отметил Кричевский и добавил, что не ясно, откуда взялась сумма в 150 млрд рублей, и почему, например, не 140. Ответ на этот вопрос неизвестен.

Кричевский напомнил, что ФНБ создавался на случай чрезвычайных ситуаций, для поддержки пенсионной системы, для сглаживания курса рубля. Поэтому будет неправильно начать тратить эти деньги на сомнительные проекты с весьма туманными перспективами их реализовать.

Полная версия