В России число банкротств граждан, включая индивидуальных предпринимателей, в первом полугодии 2021 года превысило 88 тысяч.
Это в 2,1 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщает ТАСС со ссылкой на данные «Федресурса».
На вопрос о том, почему так происходит, когда официально говорится о восстановлении экономики после тяжелого 2020 года, ответил экономист Михаил Хазин.
В интервью радиостанции «Говорит Москва» он заявил, что не следует связывать негативную тенденцию с пандемией коронавируса. Пандемия лишь ускорила и усилила экономический кризис, который начался задолго до нее.
«Он (кризис) был изначально, уже 8 лет падает уровень жизни населения, девятый год падает ВВП. Вирус эту тенденцию немного ускорил, но сказать, что именно он виноват, это не совсем было бы правильно», - пояснил Хазин.
Домохозяйства сокращают траты
Российские домохозяйства в июне сократили траты впервые с начала 2021 года. Аналитики «СберИндекса» объяснили это перерывом в бурном росте потребительского спроса.
Проректор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов в беседе с ФБА «Экономика сегодня» согласился, что сокращение трат граждан из-за пандемии замедляет восстановление спроса.
В числе причин этого эксперт указал на слабое восстановление рынка труда и доходов населения. Есть также фактор льготной ипотеки. Логично предположить, что в кризис многие решили воспользоваться выгодным предложением и вложить средства в недвижимость. Теперь наступает период, когда люди платят по кредитам, сокращая расходы на другие статьи.
Финансист также отметил, что инфляционные процессы дисциплинируют граждан, заставляя их аккуратнее относиться к тратам. Инфляция заметно растет. Цены на продукты пытаются сдерживать, но общая тенденция довольно пессимистична. Рост стоимости продовольственных и непродовольственных товаров закономерно ограничил потребительский спрос. Граждане теперь стараются покупать самое необходимое, стараясь избегать приобретения предметов долгосрочного пользования, а иной раз и одежды.
Согласно последним данным, в начале июля люди стали тратить на продукты на 6,8% больше. Траты на непродовольственные товары выросли на 9,3%. Падает спрос на услуги ресторанов и кафе. Но здесь есть существенная доля фактора вводимых ограничений.
Впрочем, всплески пандемии на бизнес и население стали влиять меньше. Для сравнения, в 2020 году во время локдауна случилась изоляция бизнеса. Теперь же имеет место более гибкая система ограничений, оставляющая возможность для адаптации. «Дальше предприятия и компании будут учиться бороться с подобными ситуациями и меньше страдать от разного рода ограничений», – подытожил Александр Сафонов.