Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Юридические аспекты проблемы фальшивых QR-кодов

Практически одновременно с тем, как в Москве начали пускать в заведения общепита только владельцев QR-кодов их стали продавать в даркнете.

Средняя стоимость фальшивого QR-кода составляет 11 тысяч рублей.

Об этом пишет агентство РИА Новости со ссылкой на директора экспертных сервисов BI.ZONE Евгения Волошина. Первые случаи интернет-продаж сертификатов о вакцинации зафиксировали в мае 2021 года. Сначала торговля шла поддельными сертификатами о вакцинации от коронавируса, а потом злоумышленники переключились на и QR-коды.

Режим «бесковидных ресторанов» в Москве начал действовать с 28 июня. Как напоминает Накануне.RU, правом посещать столичные рестораны, кафе, бары и так далее обладают привитые граждане, перенесшие коронавирус (справка о наличии антител), и владельцы актуального ПЦР-теста (срок действия 3 дня). Для проверки бумажные документы не подходят, и на входах необходимо представить QR-код. Оперштаб по борьбе с коронавирусом ранее сообщил, что QR-коды для посещения заведений общепита получили 2,5 млн горожан.

До двух лет тюрьмы

Сенатор Андрей Клишас в беседе с журналистами предупредил, что за использование сгенерированного QR-кода, привязанного к ложному порталу госуслуг, человеку может грозить до 2 лет лишения свободы. Клишас пояснил, что само по себе использование фальшивого кода «не является подделкой чего-либо». Однако тут речь идет о нарушении санитарно-эпидемиологических правил, так как «лицо намерено нарушает установленные нормы посещения общественных мест», объяснил Клишас.

В департаменте информационных технологий (ДИТ) Москвы придерживаются другой точки зрения. В беседе с журналистами «Коммерсанта» представитель пресс-службы ДИТ отметил, что использование поддельных QR-кодов подпадает под ст. 327 УК РФ (подделка официальных документов).

QR-код – это документ?

Выводы ДИТ не поддержал член комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Дмитрий Липин. Он подчеркнул, что статья 327 УК относится только к официальным документам, оформленным на соответствующих бланках, утвержденным государственным стандартом, или же к «электронным документам, подписанным электронной цифровой подписью»

Юрист Илья Ремесло в своем Telegram назвал удивительной позицию, будто использование фальшивого QR-кода не является равнозначным использованию поддельного документа.

QR-код – это тоже официальный документ. «QR-код выдается уполномоченным органом на основании соответствующего документа, более того, сам QR-код является документом, предоставляющим права и освобождающим от обязанностей - а значит, попадает под действие ст. 327 УК РФ», - пояснил Ремесло.

Он добавил, что если человек посещает ресторан по поддельному QR-коду, он создает угрозу заражения окружающих. Тут ему справедливо будет грозить еще и статья 236 УК РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических правил.

Ужесточить закон о подделке документов

Во вторник замглавы социального комитета Совфеда, заслуженный врач РФ Татьяна Кусайко в интервью РИА Новости предложила ужесточить наказание за подделку и использование заведомо поддельных медицинских документов.

Она предупредила, что такие нарушения могут привести к тяжелым последствиям для всего общества. К примеру, если врач выдал психически больному человеку справку о здоровье, а тот потом купил оружие. Или поддельная медсправка «о допуске ребёнка к занятиям спортом, может привести к трагедии во время тренировок или соревнований».

С фальсификацией сертификатов ситуация аналогичная. Кусайко напомнила, что в 2019 году была ужесточена административная и уголовная ответственность за подделку паспортов, удостоверений и других официальных документов.

За подделку паспорта предусмотрено самое суровое наказание – до 3 лет лишения свободы. За подделку медицинских документов наказание «должно быть не ниже, чем за подделку паспортов», резюмировала Татьяна Кусайко.

Полная версия