Участники саммита ЕС отклонили инициативу канцлера ФРГ Ангелы Меркель возобновить диалог с Россией, в частности по вопросу защиты климата.
Встреча глав государств ЕС в Брюсселе состоялась 25 июня. Европейские лидеры решили не предлагать Владимиру Путину встречу в ближайшее время. Во время мероприятия Ангела Меркель заявила, что «хотела бы более смелых шагов» в вопросе налаживания отношений с Россией. Она подчеркнула, что ЕС должен создавать новые форматы диалога с Москвой, и тогда со временем удастся урегулировать уже существующие конфликты. Канцлер добавила, что встречи Путина с американским коллегой Джо Байденом в Женеве было недостаточно.
Против позиции Меркель выступили восточноевропейские страны: Польша, Латвия, Эстония и Литва.
В итоге, по результатам мероприятия лидеры ЕС решили жестче реагировать на «злонамеренные» действия России и составить план новых ограничительных мер и экономических санкций.
В заявлении участников саммита говорится, что нужна решительная и координированная реакция ЕС на любую злонамеренную активность России.
Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен со своей стороны отметила, что Европе нужно быть готовой к дальнейшему ухудшению отношений с Россией. Она констатировала, что с точки зрения экономики и перспектив противостояния позиции Евросоюза сильнее, чем России. Так, доля российского импорта в ЕС составляет 5%. Европейский же импорт в РФ превышает 37%.
Позитивные сигналы
Израильский политолог Соломон Манн в своем Facebook прокомментировал политические метания участников ЕС. Он обратил внимание на то, что ведущие страны Евросоюза – Франция, Германия, Испания и Италия, – настроены на погашение конфликтов с Россией.
«На этом фоне очень кстати Беларусь выпустила из тюрьмы Протасевича и Сапегу, хоть и под домашний арест. В Германии заговорили о том, что санкции приносят лишь ухудшение отношений и убытки, а добрососедские отношения могут подвигнуть Путина на уступки. Именно так Путин "приручает" Европу», - отметил Манн.
В то же время Польша и Прибалтика продолжают продвигать враждебную России политику, подпитывая парадигму противостояния. К ним присоединяется Великобритания, которая после выхода из ЕС сталкивается с известными экономическими трудностями и старается выгодно использовать тему вражды с Россией для внутреннего потребления.
Для Британии противостояние с Россией – сугубо экономический интерес. «Деньги, вбрасываемые в ВПК, строительство военных кораблей, оживление верфей, авиационных заводов – чистая экономика», - пояснил Манн. Премьер Британии на антироссийской повестке оживляет промышленность, обеспечивает рост ВВП страны, проводит количественное смягчение, устраняет угрозу отделения Шотландии. Поэтому опасные маневры эсминца в российских территориальных водах имеют ясные прагматические очертания.
Германия и Франция эту игру Лондона понимают и стремятся к сближению с Россией.
В заключение Манн спрогнозировал, что в целом Европа будет продолжать курс на сближение с Россией, а США постараются заморозить этот процесс с помощью восточноевропейских стран и Великобритании.