Председатель Банка России Эльвира Набиуллина объяснила позицию регулятора по ужесточению монетарной политики в ответ на рост инфляции и цен.
В беседе с журналистами «Комсомольской правды» она рассказала, откуда возник скачкообразный рост цен на продукты и на жилье. Тут дело в том, что инфляция является отражением баланса спроса и предложения.
Этот принцип ярко иллюстрирует ситуация на рынке жилья. Из-за льготной программы, сделавшей процентные ставки по ипотеке более привлекательными, люди стали вкладываться в покупку жилья. Ставки по депозитам низкие, поэтому в вопросе, куда пристроить деньги, многие обратили внимание именно на жилье. Однако рынок к резкому росту спроса оказался не готов. Строительные компании попросту не успевают возводить жилье в требуемых объемах. Предложение не поспевает за спросом, поэтому цены растут.
Аналогичная ситуация в сфере туризма. Когда ряд заграничных направлений закрыли, граждане поехали на черноморское побережье. Оперативно расширить номерной фонд под возросшие потребности невозможно, и цены снова растут.
По подорожанию продуктов Набиуллина не стала описывать механизм происходящего, а только заметила, что сдерживать цены здесь нельзя, поскольку возникает угроза дефицита и возникновения черного рынка. Производители при таком подходе лишаются стимулов наращивания производства, и есть риск повторить опыт позднего Советского Союза.
Главный инструмент сбить инфляцию и цены
Повышение ключевой ставки является «основным инструментом» сдерживания инфляции. «Чем она выше, тем привлекательнее становятся депозиты. И тем меньше люди склонны брать кредиты», - пояснила Набиуллина.
Люди начинают копить, откладывать деньги на депозитах, что в свою очередь сдерживает спрос.
Если начать печатать деньги и раздавать, экономика будет накачиваться деньгами, спрос вырастет, а предложение – нет. «Будет только рост инфляции, вместо роста экономики», - сказала глава ЦБ. Этот же принцип справедлив при понижении ключевой ставки.
На вопрос, почему в развитых странах ставки годами держатся на околонулевых значениях (а иногда и отрицательные), Набиуллина сослалась на стабильные инфляционные ожидания людей и бизнеса.
В таких странах граждане привыкли к тому, «что у них цены не растут». Они живут в этой системе много десятков лет, «у них накопился опыт, доверие к властям». Как следствие, народ не бежит избавляться от денег в магазины при первых негативных новостях, потому как у него есть понимание, что за скачками инфляция все равно придет в норму.
Россияне же на протяжении последних 25 лет наблюдали постоянно колеблющуюся инфляцию, и только в последние несколько лет она закрепилась на низком уровне в районе 4%. Соответственно, доверие к финансовым властям еще не успело укорениться, а инфляционные ожидания то и дело подскакивают, разгоняя потребительскую активность.
Иными словами, граждане опасаются потерять деньги и не стремятся их сберегать, предпочитая сделать покупки, пока не поздно. Депозит считается одним из самых надежных вариантов сбережения. Но когда ставки по нему низкие, это дополнительно подталкивает население к покупкам. Цены начинают расти еще быстрее, раскручивая инфляционную спираль.
Таким образом, когда ЦБ повышает ключевую ставку, это не значит, что он хочет, чтобы кредиты стали недоступными. На самом деле речь о том, чтобы избежать неконтролируемой инфляции, которая больно «ударит по всем».