Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Концептуальная ошибка в объяснении бедности от ректора ВШЭ

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов запустил дискуссию о роли успеваемости в школе как одного из факторов бедности.

Кузьминов отметил, что существуют специальные термины «образовательная неуспешность» и «образовательная бедность». По грубым прикидкам в каждом классе есть около 30% учеников, кто не успевает.

Состоятельные родители в таких случаях нанимают своим детям репетиторов. Но порой у родителей на дополнительные курсы для своих детей не денег. Это означает, что в школе доля неуспевающих составляет 20-30%. Этих детей выпустят с плохими знаниями основных предметов, что в конечном итоге выльется в экономическую неуспешность. Обществу же придется до известной степени поддерживать таких людей. За счет доходов более успешных работников.

Корень образовательной неуспешности нужно искать в классно-урочной системе, сформированной в XVII веке. Она до сих пор лежит в основе школьной методики во всем мире. Однако дело в том, что дети разные. У всех свой тип мышления, который может не совпадать с логикой конкретного школьного предмета. Одни осваивают предмет с большим трудом, а другим материал ясен с первого объяснения, и потом становится элементарно скучно.

После публикации таких размышлений Кузьминова газетой «Известия» многие другие СМИ подхватили эту новость, упростив ключевую идею до логической связки неуспеваемость-бедность. В пресс-службе ВШЭ изданию «Подъём» пояснили, что слова ректора учебного заведения не нуждаются в пояснениях. «Предлагаю почитать содержание, а что коллеги выносят в заголовки — это на их совести. Посмотрите первоисточник, там вполне всё понятно. Просто некоторые гонятся за хайпом», - заявил представитель пресс-службы.

Наотмашь о бедности

Как сообщает портал Накануне.RU, журналист, публицист, блогер Константин Семин в словах Кузьминова увидел «классическую подмену лошади телегой». По представленной концепции получается, что бедные оказались в таком положении не из-за неблагоприятных социально-экономических условий (сюда относятся сегрегация и приватизация образования), а потому что плохо работали над собой. То есть человеку в вину ставится какое-то неправильное сознание. «Очередное подтверждение: свои сугубо материальные интересы капиталист всегда прикрывает ширмой идеализма», - отметил Семин и сравнил позицию Кузьминова с различными ведущими тренингов, которые предлагают своим аудиториям интеллектуальные продукты сомнительной пользы.

Заслуженный учитель России, директор центра образования №109 города Москвы Евгений Ямбург в беседе с НСН тоже раскритиковал слова Кузьминова, расценив его умозаключения чересчур прямолинейными.

«Очень линейное высказывание. У меня это, конечно, вызывает иронию», - сказал Ямбург и заметил, что бедность людей в первую очередь обусловлена политическими и экономическими причинами. Есть также масса других факторов, которые влияют на образ жизни и достаток человека комплексно.

Нельзя также забывать, что среди троечников или остававшихся на второй год есть много очень успешных людей. Например, писателя Антона Чехова оставляли на второй год. «Часто неординарным детям тошно идти по программе, они идут своим, особым путем, у них есть альтернативные возможности и способности», объяснил Ямбург.

Он заключил, что неправильно рассуждать о бедности «так размашисто». Найти одну причину не получится. Их много, и гражданам уровня ректора ВШЭ следовало бы подойти к проблеме более основательно. Ямбург указал, что одной из проблем в образовании скоро может стать закон о просветительской деятельности. По его мнению, закон сузит возможности для дискуссий и в конечном счете – для развития у молодых людей критического мышления.

Полная версия