Почему «дыра» в валютном балансе банков – не проблема
В валютном балансе банковской системы России неожиданно обнаружилась серьезная «дыра», о которой поспорили эксперты.
В среду агентство РИА Новости со ссылкой на мнение начальника аналитического управления банка БКФ Максима Осадчего сообщило, что отрицательные валютные активы банков по состоянию на 1 мая 2021 года достигли $15 млрд. Это рекордная цифра, которая позволяет говорить о возникновении «дыры». Чистые отрицательные валютные активы появились осенью прошлого года и с тех пор продолжают расти. Это означает, что валютные обязательства банков значительно превысили их валютные активы. Ситуация говорит о том, что банки делают ставку на укрепление рубля, не учитывая свои забалансовые позиции, пояснил эксперт.
Управляющий директор Газпромбанк Private Banking Егор Сусин в интервью РБК согласился с представленными Осадчим фактами и пояснил, что наметившаяся тенденция связана с политикой Центробанка по девалютизации. Поэтому для банков действуют ограничения по части валютного кредитования. В то же время существует значительный спрос бизнеса и населения на валютные депозиты. Получается, что при таком спросе банки «не могут эти остатки эффективно размещать в виде кредитов».
В результате валютные пассивы начинают превалировать над активами, и это положение установилось относительно давно. «Дырой» это назвать нельзя. Разрыв не вызван каким-то дисбалансом. Для банков вполне естественно не держать открытые валютные позиции только ради уравновешивания пассивов. Дело в том, что существуют ограничения по капталу и рискам на этот капитал.
Мнение ЦБ
В Банке России тоже не видят проблемы в возникшей «дыре». Регулятор отмечает, что объем валютной ликвидности достаточен для покрытия 15% всех валютных обязательств.
Это не выбивается из пределов нормы, и потому никакой системной проблемы сейчас нет. В случае необходимости банки могут приобрести дополнительную валюту или осуществить своп. Кроме того, есть и другие инструменты поддержки банков, напомнил ЦБ (передает РИА Новости).