О потенциале Турции помирить Таджикистан с Киргизией
На границе Таджикистана и Киргизии снова неспокойно.
После того, как вечером 29 апреля Бишкек и Душанбе договорились о прекращении огня и отводе сил, на следующий день перестрелки возобновились. К вечеру 30 апреля удалось достичь полного прекращения огня, но утром 1 мая киргизская погранслужба сообщила, что таджикские военнослужащие открыли огонь по жилым домам на территории Киргизии.
Кроме того, как рассказал представитель киргизского ведомства в интервью РИА Новости, «таджикская сторона полностью перекрыла дорогу в местности Торт-Кочо».
Несмотря на то, что устойчивого мира пока достичь не удалось, многие эксперты по Ближнему Востоку и Средней Азии уверены, что нынешний конфликт не перерастет в масштабное противостояние, хотя имеет огромный потенциал существенно изменить расклад политических сил и договоренностей в регионе.
Россия пока ограничивается призывами решать территориальные разногласия в мирном ключе. Другие крупные игроки, как Китай, Турция и Иран пока тоже не проявляют видимой активности. Тем не менее, возможности у них есть, и прежде всего – у Турции.
– В связи со столкновениями между Киргизией и Таджикистаном, когда основное внимание обращено в сторону ЕАЭС и ОДКБ, имеет смысл посмотреть в сторону Тюркского Совета, членом которого является Киргизия, и в сторону Турции, как лидирующего государства этой структуры, – пишет в Telegram политолог, специалист по Турции Иван Стародубцев.
Он напомнил , что на фоне конфликта состоялся телефонный разговор между министром иностранных дел Киргизии Русланом Казакбаевым и генеральным секретарем Тюркского Совета Багдадом Амреевым. Амреев во время беседы выразил удовлетворенность быстрым прекращением огня, что снизило уровень напряженности между Таджикистаном и Киргизией. Также, он высоко оценил вклад киргизской стороны в восстановление мира.
После беседы на сайте Тюркского Совета было опубликовано заявление с призывом к сторонам забыть о разногласиях в священный месяц Рамадан и путем дипломатических переговоров выстраивать добрососедские отношения.
Тюркский Совет отдельно отметил «вклад киргизской стороны в восстановление мира» и пообещал в дальнейшем «поддерживать тесные контакты с правительством братского Кыргызстана».
Официальная Анкара по данной ситуации пока молчит. Конфликт в некоторой степени «притушен» сторонами, но его первопричины не устранены. И тут главным фактором является отнюдь не проблема демаркации границы, а назревающая борьба за водные ресурсы.
Для Турции здесь открываются широкие возможности стать посредником в урегулировании. Причем речь идет не о военном потенциале, а о технических возможностях помочь решить проблему с водой.
– Турецкий строительно-подрядный сектор – один из лучших в мире и имеет большой опыт в строительстве гидротехнических сооружений на условиях «под-ключ», – пояснил Стародубцев.
У России по этой части «беда». При большом желании и острой потребности она может реализовывать крупные инфраструктурные проекты, как например строительство Крымского моста. Есть серьезные подрядчики, которые могут обеспечить проектирование, поставки оборудования или строительные работы. Но так, чтобы выполнить всё «от А до Я», сильных подрядчиков, как во времена Советского Союза, не осталось.
– Ни по срокам, ни по цене, ни по качеству они туркам – не чета, – продолжил эксперт.
Турция между тем выжидает. Но это не значит, что в скором будущем она не попытается принять самое деятельное участие в проблемах Таджикистана и Киргизии. Просто сейчас – не время задевать Москву, и нужно дождаться хотя бы 1 июня, когда «пойдет турист».