Рабочих рук нет: РЖД ищут кадры для модернизации БАМа и Транссиба
Модернизация БАМа и Транссиба может обойтись дороже, чем предполагалось.
Проект в прошлом году подорожал почти вдвое. Если в 2019 году ОАО РЖД потратило на строительные работы на Восточном полигоне около 40 млрд рублей, то в 2020 году – 73 млрд. Это связано с подорожанием материалов и труда рабочих, которых на стройке не хватает из-за ограничительных мер, не позволяющих привлечь к работам мигрантов. Об этом рассказал заместитель гендиректора ОАО РЖД Андрей Макаров. По его словам, тренд ускоренного роста стоимости проекта начался с лета 2020 года.
Ключевой проблемой стал дефицит кадров. По состоянию на апрель, на железной дороге работает порядка 4,5–5 тысяч человек. К лету, когда погода позволит развернуть работы без сезонных ограничений, планируется довести численность рабочих до 15 тысяч. В прошлом году на пике востребованности работало 10 тысяч.
Дефицит ориентировочно составляет 3–4 тысячи человек. В основном людей привлекают из Казахстана, Узбекистана, Армении, Китая. Для решения проблемы РЖД обратились в Минстрой с извещением о потребности в кадрах и просьбой включить компанию в программу квотирования.
Макаров отметил, что завоз иностранной рабочей силы является нормальной международной практикой. «У нас порядка 20–25% сотрудников всегда были привозные»,— рассказал он (цитирует «КоммерсантЪ»).
Помимо диалога с Минстроем РЖД задействует в работах железнодорожные войска. Их привлекают к земляным работам, возведению искусственных сооружений. Труд военных оплачивается так же, как и гражданских подрядчиков. В Минобороны со своей стороны обещают, что при необходимости смогут выделить еще людей. А в РЖД подчеркивают, что работы как минимум до 2030 года «хватит всем».
Однако военные лишь частично покрывают дефицит кадров. Внутреннюю трудовую миграцию организовать не получается. Во всяком случае, из европейской части России граждане едут на восток неохотно. Тут есть возможность привлечь на строительные объекты вахтовиков, работающих на газовых месторождениях в мерзлоте. Летом там работы не ведутся, по крайней мере, не в таких объемах, и наверняка кто-то захочет поработать на РЖД, предположил Макаров.
Из-за нехватки кадров стоимость рабочей силы растет. По оценке Макарова, рост оплаты труда достиг 70-100% и более. В РЖД пока не дают оценок, насколько подорожает модернизация БАМа из-за дефицита кадров. Однако источник «Ъ» назвал цифру в 20%.
Вторым фактором, форсирующим подорожание проекта, стал рост цен на металл. В среднем металлы за несколько последних месяцев подорожали на 30%. Цветные металлы – еще больше. Медь, например, подорожала на 50%.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, комментируя трудности у РЖД, отметил, что рост цен на металлоконструкции продолжится по мере подорожания металлопроката, и тут вряд ли можно что-то изменить. Привлечь мигрантов на одну стройку проще, чем решить проблему строительного рынка в целом. В крайнем случае, для увеличения вложений в программу по БАМу, РЖД сможет изыскать резервы за счет других проектов.